ВЛАДИМИР ПУТИН СОВЕРШИЛ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ВИЗИТ В СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА
В понедельник Владимир Путин посетил Саудовскую Аравию. В ходе переговоров с королем Сальманом и наследным принцем Мухаммедом бин Сальманом обсуждались экономическое сотрудничество двух стран и ситуация на Ближнем Востоке. Из Саудовской Аравии Владимир Путин отправился в Объединенные Арабские Эмираты. Визит главы российского государства в эти две страны, играющие важнейшую роль на Ближнем Востоке и во всем исламском мире, стал весьма заметным мировым событием.
СОСТОЯНИЕ ДО И ПОСЛЕ
Если сравнить состояние наших отношений с этими государствами сейчас и во время первого визита Владимира Путина, в 2007 году, то мы увидим, как сильно изменилась роль России на Ближнем Востоке. В 2007-м, когда Путин впервые посетил страны Залива, Ирак уже был разгромлен и погружен в хаос, но до «арабской весны», перепахавшей весь арабский мир, оставалось еще четыре года.
Путин прибыл в Эр-Рияд на следующий день после своего выступления в Мюнхене – той самой исторической речи, где заявил, что однополярная модель мира исчерпала себя, и Россия будет проводить независимую внешнюю политику.
Поездка в Саудовскую Аравию, бывшую главным военным союзником США на Ближнем Востоке, тогда смотрелась совершенно логично. Россия, по сути, начинала свое возвращение на Ближний Восток, как восстанавливая свои отношения с теми странами, с которыми они были крепкими еще в советские годы, так и налаживая связи с теми, с кем их практически не было (Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты).
В ходе той поездки Путин получил высшую саудовскую награду, договорился о сотрудничестве в разных областях, но до 2015 года в отношениях двух стран продолжалось топтание на месте.
Внутри саудовского руководства шла дискуссия о внешнеполитической стратегии королевства. Хотя прежние связи, а по сути – военная и геополитическая зависимость от США – не устраивали многих.
К Путину периодически приезжал принц Бандар – бывший шеф разведки и посол в США, имевший большое влияние на внешнюю политику королевства. Но, несмотря на откровенные дискуссии, прорыва в отношениях не происходило.
В январе 2015-го новым фактическим руководителем страны стал принц Мухаммед бин Сальман, сын короля, осуществляющий по поручению отца оперативное руководство в королевстве.
И В ЭР-РИЯДЕ ПОНЯЛИ, ЧТО ТЕРЯЮТ ВРЕМЯ
Спустя несколько месяцев Россия начала военную операцию в Сирии, помогая Асаду победить повстанцев, которым помогали, в том числе, и саудиты. Формально мы оказались по разные линии фронта, но как раз тогда и началось наше настоящее сближение, подмечает «Вгляд».
В 2013 году саудиты разочаровались в американцах. Летом они ждали обещанного Бараком Обамой удара по Сирии, а когда он не случился, не скрывали своего негодования. Эр-Рияд демонстративно отказался от места в Совете Безопасности ООН, куда был избран на два года, дабы подчеркнуть свое недовольство американцами (эта всемирная организация, с точки зрения саудитов, − институт американского мира).
То, что американцы стратегически уходят с Ближнего Востока, было понятно уже тогда. И потеря ими лица перед своими союзниками лишь усугубляла ситуацию. При этом Россия на Ближний Восток возвращалась все активнее. И когда мы начали помогать новому египетскому президенту Сиси, именно саудиты дали ему денег на покупку российского оружия.
В том же 2015 году Россия сыграла ключевую роль в заключении иранской ядерной сделки. Саудиты были против, но они видели, что Москва способствует выводу Ирана из-под санкций.
Видели, как Москва защищает своего союзника Асада, то есть убедились, что Россия активно продвигает свою повестку в этом регионе и не сдает своих. В Эр-Рияде поняли: теряют время и начали налаживать действительно близкие отношения с Россией.
Спустя несколько месяцев принц Мухаммед бин Сальман отправился в Россию к Владимиру Путину. В июне 2015-го впервые поговорили в Санкт-Петербурге. Тогда принцу было 29 лет, но лидеры быстро нашли общий язык – и подчеркнуто здоровались как друзья. За четыре года принц не раз приезжал в Россию.
Два года назад был организован первый в истории визит в Москву саудовского короля Сальмана, во время которого, кстати, была достигнута договоренность о покупке С-400. Наши комплексы саудиты пока что так и не купили (сказывается давление американцев), но в целом за четыре года отношения сделали рывок.
В первую очередь в личном плане. Никогда у лидеров наших стран (а принц Мухаммед, по сути, осуществляет оперативное руководство королевством) не было столь близких и откровенных отношений, позволяющих потенциально выйти на самые масштабные совместные проекты – как двухсторонние, так и региональные, геополитические.
ВЛАДИМИРА ПУТИНА ПРИНИМАЮТ МАКСИМАЛЬНО ТОРЖЕСТВЕННО
В Эр-Рияде российского президента принимали максимально торжественно. Почетный караул, встречавший Путина у трапа самолета, дал 21 залп в его честь. Во дворец «Аль-Ямама», где прошли переговоры с королем Сальманом, российского лидера сопровождал эскорт из дюжины всадников, державших флаги России и Саудовской Аравии.
Ключевой и самой насыщенной стала экономическая повестка переговоров. В ходе визита в Саудовскую Аравию подписан пакет из 30 соглашений. В их числе – сделка в области авиализинга на сумму 700 млн долл. – тоже прорыв, поскольку трудно было представить, что саудиты возьмут российские гражданские самолеты.
Лидеры подписали Хартию долгосрочного сотрудничества между ОПЕК и нефтедобывающими странами, не входящими в организацию (страны ОПЕК+), чтобы проводить согласованную энергетическую политику – это сулит миллиарды и миллиарды долларов.
Накануне визита в Саудовскую Аравию в интервью телекомпаниям, вещающим на арабском языке, Путин высказывался за необходимость сокращения мировых запасов нефти с тем расчетом, чтобы цена на энергоносители не падала.
Слова российского президента прокомментировал журналистам саудовский министр энергетики принц Абдель Азиз бен Сальман. «Мне очень и очень понравились слова президента Путина. Он понимает, что мы должны предпринять любые действия для предотвращения бедствий на этом рынке. Обычно запасы в первом квартале высокие. Я думаю, что мы должны сделать дополнительную работу, чтобы убедиться в том, что запасы вернулись к нормальному уровню».
Саудовский министр отметил, что контакты развиваются не только на государственном уровне, но и на уровне частного бизнеса. Отвечая на вопросы журналистов, он не исключил, что в будущем речь может идти не только о саудовских инвестициях в Россию и работе российских компаний в королевстве, но и о совместных инвестициях двух стран в проекты «не только в регионе, но и по всему миру».
По словам министра, роль суверенных фондов двух стран – саудовского PIF и российского РФПИ – будет расти. «Они будут осуществлять много инвестиций, реализовывать много совместных проектов. Но я думаю, основное, что сегодня мы увидели,– инвестиции будут исходить из различных направлений. И это хорошо», – подчеркнул министр.
ОБЪЕДИНЁННЫЕ АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ ПРЕВЗОШЛИ САМИ СЕБЯ
После шикарного приема Владимира Путина в Саудовской Аравии наблюдателей уже сложно было чем-то удивить, но Объединенные Арабские Эмираты – удивили. Наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Зайд Аль Нахайян встретил Путина в аэропорту, что было приятно прежде всего самому Путину. Но стоило ли наследному принцу после этого садиться в вертолет, чтобы обогнать кортеж российского лидера и опять встретить его уже на крыльце президентского дворца! Видимо, стоило, замечает «Коммерсантъ», раз это было сделано.
Удивили «Мерседесы» с надписями на русском языке «ДПС» на капотах. Они шли в голове кортежа президента России. Вообще-то российская ГИБДД не сопровождает Владимира Путина в загранпоездках. Ну почему-то нет. Они так хотели, чтобы Путин почувствовал себя, как дома.
На фоне всадников, сопровождавших Aurus, достойно смотрелись истребители ОАЭ, нарисовавшие в небе российский триколор. Российский гимн звучал торжественно. К тому же у ОАЭ оказалось то, чего не могло быть у Саудовской Аравии, – космонавта, слетавшего на российском корабле (космонавт Хазаа аль- Мансури специально вернулся из космоса за несколько дней до визита Путина).
Здесь же, прямо в огромном холле, где проходила церемония (минимум гектар), разместили выставку достижений Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ).
– Было ли такое когда-нибудь с какой-нибудь вашей выставкой? – спросил у главы РФПИ Кирилла Дмитриева специальный корреспондент «Коммерсанта» Андрей Колесников.
– Никогда такого не было, – признался Дмитриев. – И, наверное, не будет.
Переговоры в узком составе, в отличие от таких же в Саудовской Аравии, были длинными. Это объяснялось тем, что визит в Саудовскую Аравию был подготовлен до мелочей (многомиллиардные соглашения − тому подтверждение).
Здесь же, в Абу-Даби, Владимиру Путину, помимо переговоров «по актуальным вопросам глобальной и региональной повестки – Сирии, Ливии, Йемену, ситуации в Персидском заливе» (цитата по РИА «Новости»), было с кем для начала просто поговорить (наши компании продолжают совместную работу в стартапах − в области энергетики и мирного атома; Путин этот список пополнил). Президент подчеркнул: Россия готова и далее оказывать ОАЭ содействие в космической отрасли – в спутниковой навигации и запусках аппаратов на орбиту.
– Дорогой друг! – обратился к Владимиру Путину наследный принц. – Рад видеть Вас спустя больше года с момента нашей последней встречи в Москве! Считаю Россию своим вторым домом и хочу еще раз поблагодарить Вас за теплый прием!
Даже если учитывать все условности восточного гостеприимства, которое предполагает такого рода приветствия, признание принца было, можно сказать, обескураживающим.
Сергей ШИЛЬНИКОВ, обозреватель "Тюменской правды" (региональная правительственная газета, которая издается с 1918 года)
Евгений КРАН /рис./
http://tyum-pravda.ru/politica-main/42276-ne-sdavaj-svoikh-i-k-tebe-potyanutsya