Найти тему
Звонкий Талер

Советский Thrash Metal

Надо сказать, что действительно хороший по мировым меркам трэш у нас в стране заиграли достаточно поздно (как и метал вообще) - лишь на рубеже 1980-90-х годов. До этого - чаще играли Speed Metal - который местные "музыковеды" почему-то упорно продолжают именовать трэш-музыкой (ну да ладно, оставим это на их совести: тем более, что споры, где заканчивается спид и начинается трэш не утихают и поныне).

В голове проносится плеяда известных (и не очень) коллективов, среди которых, на мой взгляд, наиболее значительный след в советском Thrash Metal оставили, пожалуй, Мастер, Коррозия Металла, Чёрный Обелиск и Шах (в двух последних коллективах отметился известный в метал-тусовке бас-гитарист и поэт-песенник Анатолий Крупнов). Думается, кратким обзором творчества этой импровизированной отечественной "Большой четвёрки" я и ограничусь в нашей сегодняшней статье.

Обложки работ советских коллективов, о которых (и о работах, и о коллективах) пойдёт речь в этой статье
Обложки работ советских коллективов, о которых (и о работах, и о коллективах) пойдёт речь в этой статье

О формировании группы Мастер я уже упоминал в своей статье об Арии (жамкаем ссылочку), когда, то ли из-за творческих, то ли из-за финансовых разногласий советский Iron Maiden раскололся и костяк новой формации составили бас-гитарист Алик Грановский и гитарист Андрей Большаков. Мастера выпустили свой дебютник параллельно "арийскому" "Герою асфальта" в 1987 году - получился вполне крепкий и интересный speed/thrash-metal альбом, на котором были записаны 7 абсолютно новых композиций и парочка переигранных - времён Арии образца 1986 года.

Но ещё более зрелой и самобытной получилась у группы Мастер работа 1989 года "С петлёй на шее" - для метала советских времён это своеобразная веха: и по качеству записи (чего не хватило первенцу Мастеров), и по технике исполнения собственно Thrash Metal, без всяких отступлений в иные направления, и по текстовому наполнению! Хорошая получилась работа даже по мировым меркам, хотя мы-то с вами знаем, что Железный занавес рухнул чуть ли не вчера, и ребятам приходилось буквально за месяцы навёрстывать то, что на Западе развивалось годами. Браво, Мастер! Хотя и отмечу, что лучшие альбомы у коллектива выйдут уже в 1990-е - после развала Союза. А пока, слушаем "Петлю...":

Про творчество Коррозии Металла мне будет труднее писать, чем про работы Мастера. Ибо отношение к коллективу Паука, его деятельности и смысловому наполнению текстов песен у меня на протяжении жизни менялось довольно значительно: в детстве, пока я не пробовал ничего "слаще морковки" (Коррозии, то бишь) - их музыка втыкала ой-ёй-ёй; когда немного поумнел - стал презирать за примитивность во всём (особенно, когда узнал, что Серёжка Троицкий делал по 100500 орфографических ошибок на своих ранних афишах, даже в наименовании собственного коллектива); ну а когда немного остепенился и приобрёл некоторый багаж мудрости - стал воспринимать Серёгу Паука, его детище и его деятельность через призму юмора - не такой уж и тупорылый этот тов. Троицкий, а очень даже стёбный (вот ничего! я одно предложение на 12 строчек выписал! - самолюбие главаря Коррозии потешить, не иначе!).

Моя задача облегчается лишь тем, что я коснусь только работ советского периода этих трэшеров - а они особым музыкальным разнообразием не отличались. Итак, хотя Паук предпочитает вести свою дискографию чуть ли не со времён раннего Venom (не удивлюсь, если он захочет поспорить с Кроносом насчёт того, кто придумал Thrash Metal!), на самом деле более-менее удобоваримое звучание коллектива следует отсчитывать со студийника 1988 года "Орден сатаны" (хотя и этот альбом мы тоже знаем в привычном нам звучании только после ремастеринга 90-х). "Орден..." получился очень похожим на своего современника - дебютник "Мастер" от коллектива Мастер. Тот же довольно качественный Speed & Thrash, да и в текстовом отношении - довольно близкие темы. Но если Мастера прогрессировали и через 2 года показали колоссальный шаг вперёд по показателям качества записи/музыки/смыслов, то у Коррозии в 1989 году на "Русской водке" всё осталось на том же уровне, что и было на "Ордене...". Разве что саунд стал немного плотнее. Но, в режиме отсутствия серьёзной конкуренции на территории СССР, и эта работа считалась достижением, до которого многим предстояло ещё расти и расти. Посему, слушаем:

Далее мы коснёмся творчества Анатолия Крупнова. Это был очень талантливый и разносторонний человек, который успел поиграть со многими хорошими музыкантами, его современниками, и поучаствовать в нескольких проектах, из которых нас, в свою очередь, будут интересовать два, в чьих рамках Толя смог раскрыться как трэш-металист - это Чёрный Обелиск и Шах.

Обелиск во второй половине 1980-х активно гастролировал, исполняя тяжёлый метал со значительным влиянием трэш-музыки, но выпустить сколько-нибудь достойную студийную работу так и не успел - летом 88-го года Крупнов расформировывает свой коллектив (где отвечал за бас-гитару и вокал) и занимает место басиста в группе Шах. Песни Чёрного Обелиска этого раннего творческого периода увидели-таки свет в 1995 году на пластинке, которая называлась просто, как 3 копейки, но на 100% отражала суть своего содержимого - "1986-1988" (годы активной концертной деятельности в Советском Союзе):

Трудно как-то характеризовать данную работу: в музыкальном плане для второй половины 80-х - это технично сыгранный Soft-Thrash, который был популярен и у нас в стране, и, особенно, в Штатах. В текстовом - вышло очень талантливо (других стихов у Толи никогда и не было). Однако ж, больше Крупнов в составе Обелиска подобную музыку не исполнял, отдав предпочтение хард-роковому звучанию.

Но, мы отвлеклись. Напомню, в 1988 году Крупнов ушёл в Шах и с его участием группа выпустила на следующий год англоязычный альбом "Beware". Эта пластинка осталась единственной в дискографии группы, где звучит бас Крупнова, ибо после её выпуска он предпочёл покинуть Шах и воссоздать свой былой Обелиск. Работу "Beware" 1989 года можно послушать ниже:

В музыкальном плане данная пластинка превосходит всё то, о чём мы говорили выше. Так классно и технично, как группа Шах, никто в Советском Союзе Thrash Metal не исполнял! На альбоме присутствует свой стиль с лёгким "налётом" Металлики (позже музыка Shah станет напоминать музыку Megadeth, но пока самобытна и по-хорошему агрессивна). Это настоящая жемчужина советского трэша и апогей развития всей тяжёлой музыки 80-х в нашей стране! Нисколько не боюсь возможной критики в свой адрес, ибо Шахи - это действительно талантливые и крепкие засранцы, что очень сложно опровергнуть!

Ну а я откланиваюсь. И так накалякал огромную по своим меркам статью - не буду набивать оскомину читателям, потому что ценю их свободное время. Пишите свои мнения насчёт моего "списка" - и встретимся, как обычно, в комментариях. Ваш Талер Звонкий.