Якудза эйга (Yakuza eiga) - традиционный жанр японского массового кино, появившийся ещё в немую эпоху, но сделавший серьезный перерыв с середины 30-х по середину 50-х. Последнее связано с тем, что сначала в кино Страны Восходящего Солнца действовала военная цензура, которую сменила цензура оккупационного американского режима. И тот, и другой режим по разным причинам неодобрительно относились к воспеванию традиционной японской орг. преступности на экране. Всё изменилось в конце 50-х - начале 60-х, когда произошел бум японского кино, и набрали популярность множество как новых, так и подзабытых жанров, от самурайского кино до кайдана (фильмы о традиционных мстительных японских призраках) и кайдзю эйги.
Стоит сказать, что якудза эйга 60-х в значительной степени имитировала голливудское гангстерское и/или шпионское кино, и была жанром не просто развлекательным, а легким. Все изменилось в начале 70-х, когда фильмами о японской братве занялся легендарный Киндзи Фукасаку, который сделал для жанра даже больше, чем Серджио Леоне для спагетти-вестерна.
Фукасаку фактически создал новый киноязык, элементами которого пользуются до сих пор многие японские режиссеры, включая Такеси Китано и Такаси Миике, когда обращаются к теме орг. преступности. Характерные черты якудза эйги Фукасаку: отсутствие положительных героев (все персонажи фильмов разной степени отмороженности), внимание к местным понятиями и традициями, которые постоянно озвучиваются, но мало кем соблюдаются, акцент на постоянных разборках, часто по принципу стенка на стенка с обильным применением колюще-режущего оружия, снятых ручной трясущейся камерой, брутальный и кровавый экшн, мрачная и циничная атмосфера полной безнадеги, которая компенсируется тем, что практически все герои как минимум пули в голову достойны и поэтому их гибель в финале воспринимается зрителем в целом оптимистично.
5 характерных представителей жанра
Загнанный волк (Karakkaze yarô), 1960, режиссер - Ясудзо Масумура
Один из ранних серьезных представителей японского гангстерского кино, снятый видным режиссером Японской Новой Волны Ясудзо Масумурой. В роли в меру отмороженного якудзы, который выходит из тюрьмы, где его уже ждут "коллеги" с целью спросить за прошлые деяния, задействован видный японский литератор Юкио Мисима. Кстати, на кадре именно он.
Татуированная жизнь (Irezumi ichidai), 1965, режиссер - Сэйдзюн Судзуки
Сэйдзюн Судзуки - один из главных режиссеров японского развлекательного кино 60-х, поработавший во многих жанрах от нуара и мелодрамы до поп-артового экшна, снимал и прямолинейные фильмы о якудзе. "Татуированная жизнь" относится к числу последних. Сюжет в фильме традиционный для жанра: два брата бандита убили того, кого не стоило убивать, и теперь вынуждены скрываться от собратьев по татуированной жизни.
Как падающая звезда (Kurenai no nagareboshi), 1967, режиссер - Тосио Масуда
Неплохой пример "середнячкового" японского гангстерского кино дофукасаковского периода. Масуда - это компетентный режиссер, снимавший среднее жанровое кино, лишенной авторских изысков. Тем и интересен для исследователей японского кино 60-х.
Уличный бандит (Gendai yakuza: hito-kiri yota), 1972, режиссер - Киндзи Фукасаку
Главным вкладом в жанр Фукасаку считается условный киносериал "Битвы без чести и жалости", который многие на полном серьезе называют японским "Крестным отцом". Но если выбирать внецикловый гангстерский фильм Фукасаку, то я порекомендую именно этот: в нём есть абсолютно все элементы фирменного стиля режиссера.
Кладбище чести (Jingi no hakaba), 1975, режиссер - Киндзи Фукасаку
История взлета по карьерной лестнице японской оргпреступности одного мелкого отморозка, превращающегося к финалу в человека, смерти которого хотят абсолютно все. Жестокий и циничный фильм даже по меркам Фукасаку, который в 2002 году обзавелся ремейком от Такасии Миике. При поиске можно ошибиться.