Найти тему
Way of Storytelling

"Человек-Паук: Через вселенные" - лучший представитель жанра

Оглавление
Its all it is, Miles. Leap of faith.
Its all it is, Miles. Leap of faith.

Ладно, народ, давайте попробуем в последний раз. Его зовут Человек-паук. Мы видели мультсериалы с его участием, читали оригинальные комиксы, затем - фильм. Продолжение, продолжение, ребут, продолжение…. снова ребут. Десятки раз мы видели смерть дяди Бэна, осознавали силу, ответственность и жадность студийных боссов. Разные интерпретации, плюс-минус одинаковая структура и минимум отличий. И казалось, что удивить уже нечем. Ведь историю о Пауке не знал только ленивый. Но в 18 году выходит мультфильм. И бог мой….

Это - самое лучшее и осмысленное произведение о персонаже за все время. Безупречная ритмика, потрясающая анимация, саундтрек, персонажи, юмор… Все сделано на высшем уровне. Но главное - мультфильм Человек-паук: Через вселенные передал дух персонажа так, как не делал этого еще никто до него. И едва-ли кто сделает после. Слишком громкое заявление? Ни разу. Сейчас я вам это докажу.

Мультфильм - ода всей супергероике и Человеку-Пауку в частности
Мультфильм - ода всей супергероике и Человеку-Пауку в частности

Создатели мультфильма смогли рассказать все ту же историю, что мы и слышали в самый первый раз. Не изменив практически ни единого элемента. Смотрите сами:

  • Подросток, что не может найти общий язык с окружающими его людьми.
  • Укус радиоактивного паука, что дает персонажу удивительные способности
  • Смерть близкого человека
  • Осознание силы и ответственности за эту силу

Мы видели это в фильме Сэма Рэйми. Видели в фильме Марка Уэбба. И еще в десятке других произведений. Потому авторы решились на логичный, но занимательный шаг - ввести в повествование еще нескольких героев. И каждый из них не просто дополняет историю, он расширяет её, делая гораздо многограннее. Таким образом нам демонстрируют три цельных арки, что не вяло развиваются параллельно, но дополняют друг друга и перетекают из одной в другую, образуя по настоящему уникальную и гениальную историю.

Майлз Моралез

Как передать арку, персонажа в одном кадре.
Как передать арку, персонажа в одном кадре.

Персонаж, которому выдалась наиболее ответственная роль - являться ключевым звеном истории, чей путь мы пронаблюдаем от начала до конца. Майлз ступает на новый шаг в своей жизни: переходит в новую школу, новое окружение, получая шанс проявить себя. Мультфильм навязчиво намекает нам, что на Майлза возлагаются большие надежды.

Буквально в лоб - книга, по которой он должен написать эссе называется Expectaion, (надежда, ожидания). Граффити, что рисует он вместе с дядей, гордо выпячивает надпись No expectaion (нет надежды). Когда же он становится свидетелем поражения Питера Паркера, оригинального паука, тот перед смертью буквально доверяет ему судьбу мира, возлагая - правильно - определенные ожидания. Позднее в сюжете появляются и другие герои, чья судьба также зависит от Майлза. В общем, вы поняли. Ставки нереальные. И все на плечах персонажа.

И здесь важно отметить важную черту - интертекстуальность героя. Ведь те же тезисы можно применить и к самому мультфильму. На плечах создателей лежала огромная ответственность - они представляли аудитории нового персонажа (в свое время не так уж и тепло принятого в комиксах). Более того - им предстояло снова рассказать историю про становление Человека-Паука. А студия Sony и их требования - угроза, сравнимая с гибелью мультивселенной в картине.

1 акт подходит к концу, цели обозначены, наш персонаж встает на путь героя, готовясь сделать свои первые шаги, и… с треском проваливается, ломая необходимый для спасения мира “артефакт”.

Питер Паркер

Кадр, посредством метафор передающий всю суть момента. Не ожидаешь от сцены ,созданной, казалось бы, ради гэга.
Кадр, посредством метафор передающий всю суть момента. Не ожидаешь от сцены ,созданной, казалось бы, ради гэга.

Здесь в сюжет приходит персонаж Питера Паркера, что, в своем мире, все те же ожидания с треском провалил. Правда, уже успев пройти свой путь и став таки героем, которого мы знаем. Но, увы, он так и не выдержал последующего давления, и все пошло наперекосяк - бытовые трудности, тетя умерла, жена ушла, травмы, лень. Ничего не напоминает? Ладно, об этом позже.

По сути, этот Человек-Паук максимально близок к тому, которого мы с вами, зрители, привыкли видеть. А значит, с его уст периодически проскальзывают колкие постмодернистские высказывания, по типу “Мир под угрозой, появляюсь я и всех спасаю в последний момент”, “Сейчас он скажет: у вас 24 часа”, и “Губер, уникальное устройство для спасения всей вселенной”. Что также вносит немаловажный элемент иронии, позволяющий нам воспринимать все ту же историю под несколько другим углом и вдоволь посмеяться над жанровыми клише.

На этого героя уже давным давно никто надежд не возлагает. Он погружается в себя, совершенно забывая - что это такое, быть супергероем.

Гвен Стейси

Оммаж на оригинальный комикс. Мелочь, а приятно. Ну и да - не смотря на участие в группе, в кадре персонаж отделен от остальных участников.
Оммаж на оригинальный комикс. Мелочь, а приятно. Ну и да - не смотря на участие в группе, в кадре персонаж отделен от остальных участников.

Одновременно, самый оригинальный и самый малозначительный персонаж из трех протагонистов. Гвен также прошла путь становления, пережила все те же трудности.. Но она находится на новом этапе, и пытается ужиться с новой для нее ролью. Тем самым несколько отдаляя свою обыденную жизнь.

Именно вокруг этих трех Пауков и развивается история. Ведь каждому из них не достает черты, что требуется для становления супергероем: Майлзу - опыта и навыков, Питеру - той внутренней энергии и решимости, а Гвен - близких людей и поддержки от них.

Рассуждая о становлении супергероев, я уже выделял эти три основных качества. Но мультфильм делает это гораздо изобретательнее, заставляя героев взаимодействовать друг с другом, учиться друг у друга, чтобы в финале арка каждого из них завершилась.

Это - по настоящему гениальная находка, ведь таким образом мультфильм проводит анализ Человека-Паука, рассматривая его со всех сторон и в разные отрезки времени, вычленяет общие черты и воссоздает идеальную формулу. При чем, делая это выверено, увлекательно и с целой горой неоспоримых преимуществ.

Поэтому я считаю картину “Человек-Паук: Через вселенные” не только лучшим фильмом о персонаже. но и одним из лучших в жанре. Он приятно поразил меня в кинотеатре, поражает и до сих пор. Доказывая озвученный мной не раз тезис - качество истории зависит исключительно от рассказчика.

Анализом этого фильма я подвожу черту под циклом статей, посвященной супергероике. Остается лишь последний вопрос - зачем же взрослому человеку, интересующемуся более серьезным кино, тратить время и смотреть на приключения подростков в лосинах? Что-ж. У меня есть ответ. Вы могли уже проследить его, но если не поняли - не стоит копать. Ведь мне есть, что вам сказать в завершение. А пока что - спасибо за внимание. И надеюсь, что увидимся снова!