Найти в Дзене
Феномен культуры

Когда явился Кафка. Часть шестая.

Оглавление

Часть пятая

Ничего человеческого не существует. Вот откровение Злого Бога. Но Грегор Замза, заметьте, очень этому сопротивляется. Когда он защищает портрет матери, да и всё его поведение, всё что в голове его происходит, показывает нам это сопротивление. Это такие попытки действительно сохранить в себе всё сугубо человеческое.

Это странное противоречие, на котором строится роман Кафки "Превращение". Понять мир можно только став жуком, но почему-то Грегор Замза вдруг стал хвататься внутри себя за всё сугубо человеческое. То есть Кафка по видимому не в восторге от этих авангардных вещей, и если бы он читал Селина, то он тоже бы не был наверно в восторге от такого взгляда. Он вдруг понял, что появилось в двадцатом веке.

В двадцатом веке начал распространяться такой специфический антигуманизм. Это даже не антигуманизм в смысле, что кого-то надо убить, не обязательно. Ведь на самом деле гуманизм был самой кровавой доктриной. Когда появились гуманисты всех активно стали жечь, Макиавелли был великим гуманистом. Но дело в том, что Кафке перестала нравиться вот эта ситуация, когда человек вдруг изымается из центра бытия. В этом двойственность Грегора Замзы, характерная особенность его фигуры.

https://cdn.pixabay.com/photo/2019/07/26/07/17/totalitarianism-4364092_1280.jpg
https://cdn.pixabay.com/photo/2019/07/26/07/17/totalitarianism-4364092_1280.jpg

Откуда появились пророки тоталитарного века? Постановка вопроса.

Второй текст, который важен - это текст, который называется "В исправительной колонии". Тут всё вроде бы более очевидно и просто, но перед нами такая притча о тоталитарной машине. Если говорить о Кафке и о том, что он здесь пытается нам рассказать, то это довольно странно, потому что Кафка умирает, когда ещё никакого фашизма нет. Фашизм придуман как всего лишь одна из многочисленных идеологических систем - не особо популярная, не особо массовая.

Ещё тоталитарных режимов нигде нет, но почему-то все уже ужасно разволновались. Конрад уже рассказывает, что уже - тоталитаризм, Честертон тоже нам про это рассказывает, все дико переволновались. Даже Достоевский успел переволноваться - в романе "Бесы". Что-то его запугало до полусмерти и нас он тоже стал запугивать, в итоге так запугал, что мы это всё осуществили.

Но как они могли всё это понять? Почему-то либеральный режим и либеральный 19-й век перерастает в тоталитарный кошмар 20-го века. На эту тему много чего сказано, есть масса критики либерализма, разъясняющей, что человеческая свобода - это невесть какая цель. Вот у христиан есть цель, у нацистов есть цель, у коммунистов есть цель. Но у либералов нет никаких целей. То есть это - общество не имеющее как будто бы будущего. Как будто бы....

Может ли человек быть сам себе началом и сам себе целью? Всё вроде бы было ужасно хорошо и здорово, потому что весь 19-й век - это именно про либералов. Это самый вкусный режим, самый комфортный и самый удобный для проживания. Остальные режимы - неудобные. Но почему он сменился тоталитарным режимом? На это мы ответим в следующей части нашей беседы.