Содержатся умеренные спойлеры к началу и середине комикса.
Когда история, которую рассказывает автор, читателю не нравится, это всегда личная обида. Образно выражаясь, человек, с которым я общаюсь, не оправдал моих надежд и сделал какую-то гадость. Я не заподозрю его в идиотизме — ведь это косвенно говорит и о моём уме. Я решил общаться с этим человеком. Я заподозрю его в умышленной порче. Он знал, что это будет плохо, и всё равно так поступил. «Вот же сволочь!» К счастью, все мы знаем о существовании объективной реальности, где автор не всегда может в полной мере ответить за сотворённое.
Одним из ответов, которым могут огрызаться авторы на претензии к произведению, является «Сначала сам(а) что-нибудь сочини, а потом суди!» И действительно, отчасти это работает. Любой человек, если попробует что-то придумать самостоятельно, а затем представит получившееся широкой публике, поймёт автора, которого раньше критиковал. Творец не может быть в полной мере объективен к результату своих трудов. Не может, не готов или не хочет увидеть недостатки, которые присутствуют в каждом произведении по определению.
Забегая вперёд, скажу сразу. Новый Центурион, по моему мнению — плохой комикс. Он не справляется с задачами, которые на него возложены. И обиднее всего то, что с автором у меня есть канал связи. Я сообщаю автору свои претензии, и он, как минимум, с некоторой их частью соглашается. Значительная часть проблем комикса имеет своё объяснение и/или причину, что, к сожалению, мало что менят. Скольки людям автор имеет возможность ответить на вопросы и расшифровать смысл истории? Десятку? Сотне? Тираж комикса — 2000 экз. Допуская на секунду, что все окажутся куплены и прочтены, выражаю сомнение в том, что с каждым из них автор сможет поговорить.
Ну хорошо, скажет читатель этих строк. Так и что же в комиксе такого ужасного, что на вступление рецензент потратил аж три абзаца? Пойдём по порядку.
Начнём, как водится, с сюжета. Санкт-Петрбург, условно наши дни. В городе появляется новый наркотик под названием «Лазурь», от которого у людей «сносит крышу». Героев комикса это напрямую затрагивает, поскольку один из наркоманов устраивает стрельбу к школе. И вот уже безутешный отец, работающий раньше полицейским, срывается в личное расследование, а следом и его племянник, тоже оперуполномоченный, решает разобраться в ситуации. Кто ответственен за распространение наркотиков и как его привлечь к ответственности. Кроме трагедии, открывающей комикс, с неуловимой Лазурью оказывается связана и личная жизнь племянника, который в итоге и становится главным героем истории.
По жанру «Новый Центурион» - полицейская драма. Причём без каких-либо отходов в сторону фантастики или супергероики. Простые люди, обычная ситуация, хроники передачи «Черезвычайное Происшествие», сезон 35, эпизод 27: «Не виноватая я, он сам вколол». Плохо ли это? Само по себе — ничуть. На каждый жанр найдётся свой любитель. Учитывая, что самой популярной серией Bubble, вроде как, является «Майор Гром», то в теории, «Новый Центурион» уже и целевую аудиторию имеет. Вопрос, как всегда, в том, попадает ли он в эту самую цель? Мне кажется, нет.
Во-первых, за весь первый выпуск не возникает понимания, почему именно эти персонажи, это место и эти обстоятельства. У истории отсутствует особенность, которая делает её заслуживающей внимания. Раз уж я вспомнил «Майор Гром», то там в первом же выпуске демонстрировалось, что: а) на улицах объявился опасный преступник, которого непонятно как ловить и вообще, надо ли; б) противостоит ему не кто-нибудь, а лихой детектив в кепке, являющийся русским аналогом Шерлока. И хотя и то и другое читатель видел неоднократно, присутствовала достаточно свежая подача и интересный рисунок, чтобы заинтриговать. В Новом Центурионе ни один из персонажей за выпуск не проявляет себя, как выдающаяся хоть чем-то личность. А истории про Диму и Даню из 7Б, которые повзрослели и пошли в полицию — их пруд пруди и в обычной жизни. Кроме того, в жизни у них будут уникальные особенности, в то время как персонажи из комикса даже нарисованы достаточно однотипно. Но о рисунке чуть дальше.
Во-вторых, и это прямо связано с первым — комикс не может заинтересовать читателя. Опустим момент с особенностью истории из абзаца выше. Даже самую простую басню можно изложить залихвастски. Не просто ударил, а с оттяжкой, как учил батя в детстве. Не просто наркоманил, а кололся между большим и указательным пальцем ноги, чтобы не заметили коллеги с работы, где он проработал пять лет и явлется образцом для подражания.
Есть множество способов, как заставить читателя переживать за персонажей. Объяснить ставки, показать конфликт мнений и мыслей... И авторы Нового Центуриона это вроде как понимают. В самом начале показывают смерть дочки одного персонажа и двоюродной сестры другого. Затем в середине знакомят с любовным интересом, который через флэшбек увязан с героями. Но это всё — расставление шахматных фигур в надежде когда-нибудь в будущем их обыграть. А умершую девочку из самого начала, согласно [спойлер], вообще не используют дальше.
Причина, по которой не работают все эти приёмы, в том, что они слабо обыграны. Девочка в начале умирает — и всё. Скорбь родителей и её значимость не объяснят, посчитав, что это и так понятно. «Ну это ж родственница, и маленькая девочка! Их убивать не хорошо! Уууу, месть всем гадам, связанным с её гибелью!» Или вот подруга одного из главных героев. В детстве они вместе гуляли, у неё сейчас проблемы — это сухая информация. Что чувствует персонаж, когда о ней думает? Почему даже спустя столько лет ничего не стёрлось и не забылось? Как говорится, дьявол кроется в деталях, и именно этих деталей Новый Центурион не предоставляет.
Я выше говорил про цель первого выпуска. Одной из таких целей является приобретение читателем следующего выпуска. Для этого первый должен создать напряжение и заставить беспокоиться о главных героях. Однако об одном из них мы знаем так мало, что почти ничего. Другой, похоже, покинул игру, а третий ничего не знает, ничего не понимает и вообще считает, что у него всё хорошо. Читатель в курсе, что его проблемы воистину размером со среднюю серию передачи «Следствие вели». Кто ему противостоит, особо непонятно, да и всё равно. Что у него будет с девушкой, которая [спойлер], тоже как-то плевать. В финале ждём перестрелку и может, немного Джона Ву, но скорее всего вряд ли. Во всяком случае, так кажется по первому выпуску. Из личной беседы с автором выясняется, что всё не так просто и дальше нас ждёт масса всего интересного. Но в первом выпуске на это нет и намёка.
Знаете, супергероика обычно жанр примитивный, но с ним всё понятно относительно развлечения. Дайте герою плащ и трусы поверх штанов, заставьте злодея строить козни — и всё. Да, я сейчас резко обесценил очень многие отличные супергеройские комиксы, но увы. В основе жанра — яркие краски и гипертрофированные образы. Смотришь на обложку и понимаешь, за что отдаёшь деньги. Это, к слову, отдельная проблема данного комикса. Обложка минималистична, но это бы ладно, а вот название... Кто или что такое «Новый Центурион», в комиксе не рассказывают, и даже автор отказался объяснять. За неимением другой информации я тогда просто заявлю, что название гроша ломаного не стоит, поскольку никак не обыгрывается по сюжету.
Рисунок ещё очень беспокоит, но здесь сложно что-то сказать наверняка. Судя по тому, как долго комикс задержался в производстве, можно предположить смену художника. А вместе с этим и объяснение того, почему всё именно так. Почему на первых страницах и персонажи детализованы, и их эмоции легко читаемы, а в середине выпуска у нас треугольные лица и чуть ли не глаза-точки. Я уж молчу про то, что визуально из всего комикса вы запомните лишь психа-наркомана в школе, поскольку он разрисован под мексиканский День Мёртвых — и сделано это знатно. Всё остальное... от силы, обыденно. Я буду в числе первых, кто заявит, что безумие красок и дизайна в манге и аниме «Странные Приключения ДжоДжо» — перебор. Но и обратные ему простые майки, джинсы, костюмы, раскрашенные чуть ли не одним тоном — это перебор не меньший.
Отдельно хочется заметить про социальный подтекст. Стрельба в школе — это всем знакомо и близко. В Америке года не проходит без пары случаев, да и у нас в последнее время как-то участилось с этим. Коррупционеры-политики, крышующие наркоторговлю, тоже звучат знакомо. И общая ситуация с героями, которые вынуждены взять справедливость в свои руки, так или иначе. Можно докопаться, мол, авторы играют на известных всем клише. Но так эти приёмы стали клише потому, что работают, так что сложно сказать наверняка. Так вот, всё это, конечно, отдаёт какой-то политико-социальной повесткой, но опять-таки, если она и будет раскрыта, то в следующих выпусках. Здесь же нас кормят намёками и обещаниями, слишком туманными, чтобы и впрямь интриговать.
А по итогу выходит, что проект амбициозный и возможно, даже с немалым потенциалом. О котором, опять-таки, можно узнать из разговора с автором, но никак не из самого комикса. Мнение вышло пространным, и на самом деле, могло оказаться ещё длиннее. Хочется придираться к мелочам, докапываться до нерационального использования кадров. Или до использования матерных и сленговых слов без особой на то причины. Однако на том или ином уровне любой комикс страдает пот подобных огрехов.
Возможно, в будущем, когда выйдут следующие «главы» комикса, нас ждёт нечто волшебное, но сейчас мы имеем сомнительного качества экспозиционный комикс, с которым непонятно, что делать.
P.S.: я высказал своё мнение. У моего коллеги по подкасту, Сергея «Совы» Савченко, мнение прямо противоположное. Ему комикс понравился и чуть ли не каждый из озвученных пунктов, которые я оцениваю, как минус, он оценивает положительно. В ближайшем КомПОДе мы об этом поговорим. Так что подписывайтесь на группу или YouTube-канал. Читайте интересные комиксы, и увидимся.
Если вы вдруг захотели проверить, правду ли я вам сказал, то в Ростове-на-Дону «Новый Центурион» продаётся в магазинах «ХОЧУ!» и ComicAge.