Найти тему

Советский Кинематограф: «Тринадцатый апостол»

«Тринадцатый апостол»

Будучи еще совершенно молодым армянским кинорежиссером, Сурен Бабаян сумел сразу же громко заявить о себе в узком кругу кинематографистов.

Его картина «Восьмой день творения», снятая по рассказу Рэя Брэдбери, вызвала своевременный интерес у коллег и запоздавший резонанс у зрителей. Неудобная для проката (поскольку ее длительность суммарно не превышала и 40 минут), картина спустя несколько лет была показана по телевидению. И после произошло новое обращение режиссера к прозе Рэя Брэдбери, в которой Сурену Бабаяну вновь показалась более важной не занимательная, а философская ее направленность. Отсюда и замедленный, рассудочный и рассудительный ритм ленты, и ее идейно-философская нагруженность (а местами даже перегруженность), и сдержанная гуманистическая страсть в рассуждениях о моральном пределе, дальше которого наука не смеет идти, а если пойдет, то это будет последний шаг, за которым последует гибель цивилизации.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE-918655/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC-%D0%BA%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE-918655/

Режиссеры не любят, когда критики и теоретики называют их предшественников. Режиссеры любят слыть первооткрывателями, стараясь не замечать, что открытие давно уже произошло. У фильмов Сурена Бабаяна есть фильмы-предшественники и есть режиссер-предшественник, и не думаю, что авторы «Тринадцатого апостола» стали бы отрицать эту обнаруженную аналогию. Прежде всего имееется в виду «Солярис» и «Сталкер» Андрея Тарковского.

Упрек ли это или похвала — сейчас уже сказать трудно. Однако в работах Сурена Бабаяна четко прослеживается его стремление к тому, что принято называть «стилистикой Тарковского»: внешне бесстрастное отношение к событийно-бессобытийному ряду, сознательное снижение значения всех предшествующих событий для более полного раскрытия события ключевого, в котором-то и закольцуются, переплетутся, переплавятся идеи, знаки и символы всего, что было до...

Мы уверены в том, что этот фильм подойдет далеко не каждому любителю кинофантастики. Как, впрочем, и проза Станислава Лема, Рэя Брэдбери, братьев Стругацких тоже ведь не для всякого любителя фантастической литературы, как бы это ни было странно для большинства.

Эта картина по сей день требует от зрителей максимальной сосредоточенности и собранности, а те, кто выбирают ее с одной лишь целью - развлечься и отдохнуть, будут абсолютно разочарованы. Но зритель, чья душа открыта тревогам мира и времени, проблемам нашей планеты и существования цивилизации, будет щедро вознагражден за соучастие в этой трудной и неоплатной работе: болеть и тревожиться за будущее, судьбы которого решаются сегодня.