Найти тему
Ленинка

Надгробный памятник, последнее слово и завещание как реклама

Рекламные приёмы с использованием темы смерти, несмотря на их эффектность и эффективность, остались в прошлом, как смертельно опасный гимнастический приём «петля Корбут». Невозможные сейчас уловки рекламы описывает Николай Плиский в книге «Реклама: её значение, происхождение и история», изданной в 1894 году.

Американские уличные рекламщики 19 века. Фото с сайта library.artstor.org
Американские уличные рекламщики 19 века. Фото с сайта library.artstor.org

Рекламное объявление как «последняя воля умирающего» шокирует и в современном обществе выглядит фантастично. Однако сто с лишним лет назад это было одной из практик коммерсантов. Вот какие истории рассказывает Плиский:

Один из нью-йоркских купцов-мануфактуристов, желая распродать залежавшийся у него плохой товар, напечатал следующую рекламу: «Жизнь мне надоела и желая покончить с нею, как можно скорее, я решился распродать весь мой полотняный товар по невозможно дешевым ценам, не допускающим никакой мысли о конкуренции».

Реклама от осуждённого на смерть похожа на анекдот, но в неё можно поверить:

В Калькутте попался однажды в руки правосудия весьма недюжинный преступник. Его приговорили к смерти через повешение. Настал день казни и палач занялся уже приготовлением своей жертвы к печальному обряду, как вдруг является какой-то джентльмен, недавно воротившийся из путешествия, и показывает приказ губернатора, по которому ему дозволялось переговорить нисколько минут с осужденным на казнь. Их оставили на четверть часа одних и при прощаньи их слышали, как осужденный сказал: Слушайте, я это сделаю, но вы уплатите моим родственникам 10 000 фунтов стерлингов. — Клянусь на Библии, отвечал джентльмен. Преступника связали, вывели из тюрьмы и вот он на эшафоте. Он пользуется правом, данным каждому перед казнью, сказать нисколько слов окружающим. И он закричал: «Наилучший шоколад Вильямсона Кеннеди и Ко, Лондон, Пикадилли!» — Потом он немедленно сунул свою голову в петлю и его мгновенно вздернули.

Совершенно немыслимый в наши дни кейс — смерть кита ради рекламного объявления. Один рекламист из Америки бросил в океан 24 бутылки из-под шампанского с рекламой внутри, обмотав бутылки отравленным мясом. Спустя некоторое время рыбаки выловили 9 китов, в желудках у которых нашли бутылки. Естественно, реклама из бутылок получила известность, но каждая из этих реклам была оплачена жизнью одного кита.

Реклама духов из книги Плиского
Реклама духов из книги Плиского

Бывало, что смерть оставалась в рекламе только на бумаге, издалека производя пугающее впечатление:

В 1887 году в Бостоне на стенах некоторых домов появилось наклеенное объявление огромных размеров следующего содержания: «Огромный успех наш определился. Настоящий бой происходит ежедневно у двери нашего магазина (подробный адрес). Вчера перебывало 9 213 покупателей нашего чая. К счастью, нет убитых в этой свалке. Торопитесь». Три слова и число этого объявления были напечатаны шрифтом гораздо более крупным, чем остальные слова, так что издали можно было прочесть только «Огромный бой... 9 213... убитых».

Наконец, Плиский рассказывает о том, как надгробный памятник стал рекламной конструкцией. Такой памятник установил некий фабрикант в Балтиморе. На нём была дата рождения, но не было даты смерти. Все, кто видел памятник, спрашивали у работника кладбища о том, кто его поставил, и он должен был отвечать всем, что «воздвигнул его господин Броун, живущий по улице Пуфф, в доме номер 42, производящий торговлю наилучшей башмачной ваксой и мылом в Балтиморе».

Дорогие друзья, напоминаем вам, что провести своё исследование в первоисточниках можно, имея читательский билет РГБ. Для всех читателей нашей библиотеки открыт доступ к электронным книгам и архивам журналов ведущих мировых издательств.