Дискуссия, посвященная маршруту из Батавии, была длинной и оживленной. Фрэнк и Фред предложили по крайней мере дюжину планов, но так же быстро, как и предполагалось, эта схема была свергнута из-за непредвиденных трудностей.
Пока они находились в разгаре дискуссии, доктор Бронсон вышел из комнаты и вскоре вернулся с газетой в руке. Юноши посмотрели вверх, и по улыбке на его лице сразу поняли, что он держит в руках решение головоломки. Поэтому они отодвинули карты в сторону и ждали, пока он заговорит.
"Мы стартуем завтра утром, - сказал доктор, - и через час должны отправить наш тяжелый багаж."
"Хорошо, - с радостью ответили ребята, - мы можем быть готовы через половину этого времени, если потребуется, - добавил Фред, когда он поднялся со стола, и за ним последовал Фрэнк.
Верные своему обещанию, они вернулись менее чем через полчаса и объявили, что все готово. Доктор был занят своими сундуками, пока мальчики собирали свои вещи, и поскольку ему нужно было больше времени, чем им, он был не так быстр. Но до конца часа он присоединился к ним, а затем портье отеля был вызван, чтобы забрать багаж и доставить его на борт парохода в целости и сохранности.
"Теперь мы будем знать, куда едем, - сказал Фрэнк, - и я полагаю, что газета Доктора имеет отношение к нашим передвижениям."
"Совершенно верно, - ответил доктор, - это имеет к ним самое непосредственное отношение."
Затем он открыл лист, который был не более чем бумагой, напечатанной в Батавии, на голландском языке. Он обратил их внимание на объявление, и они не заставили себя долго объяснять его содержание и размышлять над ним. Именно поэтому рано утром следующего дня пароход должен был отправиться на Борнео и на Филиппинские острова.
Доктор объяснил, что ему посчастливилось найти капитана этого судна в холле отеля, и договорился о том, чтобы он доставил их в Саравак и Манилу.
"Я понимаю, - сказал Фрэнк, - Саравак находится на Борнео, а Манила - столица Филиппинских островов. Мы посетим оба этих места."
"Да, - ответил доктор Бронсон, - пароход отправляется сначала в Саравак, где он будет выгружаться, и, возможно, еще и загружаться, а затем отправляется в Манилу. Если вы изучите карту, вы увидите, что Саравак почти на прямой линии от Батавии до Манилы."
Они посмотрели на карту и обнаружили то, что сказал Доктор. Фред хотел кое-что узнать о Борнео, но Доктор предположил, что у них будет на это достаточно времени во время путешествия, и им лучше посвятить вечер прощальной поездке через Батавию. Юноши сразу же согласились с предложением, и как только удалось вызвать экипаж, немедленно были отпущены.
Их поездка привела их к широким проспектам Батавии и близко к берегу одного из каналов, где несколько мальчиков наслаждались послеобеденной купальней. Затем они прошли через часть китайского квартала, где Фрэнк и Фред были в восторге от операции по подковке лошади.
Несчастное животное было привязано между парой вертикальных столбов и частично подвешено к горизонтальной балке, так что у него было очень мало шансов ударить ногой или побороться. Очевидно, оно полностью отказалось от идеи сопротивления, стоя с полузакрытыми глазами, и создалось общее впечатление покорности.
Наши друзья вернулись в гостиницу в хорошем настроении на ужин, в котором было то неизбежное карри, к которому ребята привыкли во время своего пребывания в тропиках.
Фрэнк спросил, попрощаются ли они с карри, покидая Яву; он был уверен, что этот пункт в меню будет фигурировать в их счетах в ресторанах на неопределенный период времени, поскольку страны, которые они должны были посетить, населены любителями карри не меньше, чем Сиам и Ява.
Они рано легли спать, к рассвету следующего утра проснулись и были готовы к отъезду.