Найти тему

Роль мелкой моторики в мозговой деятельности ребёнка.

Сегодня только ленивый не знает о мелкой моторике, редкий производитель детского игрового сегмента не напишет на упаковке фразу о её развитии. Казалось бы, с таким подходом проблема вообще не должна существовать, но нет, всё больше и больше детей приходят к школьному возрасту с недостаточно развитой моторикой пальцев рук. Как такое может быть и почему раньше не возникало такой проблемы?

Мелкая моторика это совокупность действий человека, направленная на скоординированное выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног, которое достигается за счёт комплексной работы нервной, мышечной, костной и зрительной систем.

XX век. При тотальном дефиците и узком спектре игрушек дети, однако, вступали в школьный возраст с пальцами, способными управлять перьевой ручкой, которая требовала достаточно сильного нажима. И в состоянии были писать несколько уроков подряд, притом, что приходили в школу неподготовленными, без навыков чтения и письма. К такому результату приводили как раз те примитивные занятия в детских садах. Лепка - жесткий пластилин. Идеальный вариант для стимуляции нервных и мышечных окончаний кончиков пальцев, т.к. для непосредственно лепки требовалось ещё 10 минут разминать его в руках. Цветные карандаши более жесткого формата, чем сейчас HB. Скудность выбора приводила и к тому, что детям для игр нужно было включать свою фантазию на полную мощность. Много-много лет назад воспитатель моей дочери сказала, что идеальная игрушка для ребёнка - кусок деревяшки, ибо из него ребёнок может придумать всё, что сможет. Такой вот замечательный активатор фантазии. 

Сегодняшние реалии гораздо красивее, но, увы, менее полезны  для детского мозга. Яркие и красочные игрушки лишают ребёнка собственного воображения, ведь всё уже придумано за него. Как в мультфильме «Вовка в тридевятом царстве»:

  • Вы что, и есть за меня будете?
  • Ага!

Лепка пластилином вообще не стоит ребёнку никаких усилий: пластилин не пачкается, значит, не нужно следить за аккуратностью, легко, но бесполезно просто принимает нужную форму, тем более в наборах полно инструментов, которые сами придадут ему нужную форму. Цветные карандаши и фломастеры рисуют, едва лишь касаясь бумаги, зачем же на них нажимать.. Одежда и обувь без пуговиц и шнурков. 

Вот и получается, что ребёнок приходит в школу со слабыми пальцами. Да, на шариковую ручку не нужно нажимать, она легко скользит сама, но вот как ею управлять? Как выводить петельки и кружочки, если она не слушается и скользит по инерции?

В чем возможное решение проблемы? 

В гимнастике для кистей и пальцев рук как минимум.

В обучении ребёнка нажимному письму.

В лепке скульптурным пластилином.

Сейчас у своих маленьких учеников я уже вижу первые результаты. Дети тренируют свои руки, активируя нервные окончания, множество которых сконцентрировано на кончиках большого, указательного и среднего пальцев. Следом активируются и включаются центры мозговой активности в мозгу и от раза к разу появляется прогресс - становятся сильными пальцы, появляется четкость и нажим в линиях, улучшается память и внимание, создаются нейронные сети. Поэтому включайтесь в процесс развития ребёнка, занимайтесь с ним до школы и результатом для вас обоих будет более легкая адаптация к школе и учебному процессу.

Наталия Королева. Москва. 2019.

#детскиймозг #мелкаямоторика #развитиеребенка #нажимноеписьмо #мозг #развитиемозга