Проблема Черноисточинского водоема появилась не вчера. Еще в начале 90-х ученые экологи Нижнего Тагила били тревогу. В 1993 году водоем исследовал МГУ, в результате которого было установлены яркие признаки эвтрофирования – высокое содержание фитопланктона, повышенное содержание органических веществ, азота, фосфора. Дно водохранилища покрыто слоем ила с торфом и сильно засорено кореньями. Вердикт был один, если не предпринять водоохранные мероприятия, то водоем будет потерян как питьевой источник. И он потерян. На протяжении 26 лет продолжалось бездумное загрязнение Черноисточинского водоема, в этом пакостном деле были участны все: «каширные» береговые линии застраивались коттеджами, поощряемые властями на местах, без каких-либо очистных сооружений (отмена Государственной экологической экспертизы в 2006 году открыла дорогу полному беспределу в этой сфере); Водоканал, который сбрасывал сточные воды и позабыл напрочь, что очистительную махину нужно ремонтировать и модернизировать. Результат этой пакости теперь мы видим каждый раз, когда открываем водопроводный кран. А несчастные рыбы и вовсе отправившись на тот свет, вообще ничего больше не увидят. Вот и размножаются сине-зеленые водоросли абсолютно беспрепятственно, а ведь многие из них ядовиты и продуцируют токсины, которые, согласно исследованиям, подавляют иммунитет и провоцируют появление раковых заболеваний.
Беда вся в том, что никто не слышит наших специалистов экологов, никто не хочет вникать в суть, и уж тем более вкладывать деньги. Вот, к примеру Светлана Гомжина, кандидат биологических наук, профессор, выступала с предложением альголизации водоемов микроводорослью хлореллой. В 2011-2012 гг. проводилась экспериментальная обработка хлореллой питьевых водоемов – Черноисточинского и Верхне-Выйского, которая дала положительные результаты (опубликованы в журнале «Биосфера», сама же технология прошла Государственную экологическую экспертизу). Хлорелла может выступать в качестве мощного антагониста сине-зеленых водорослей (они же цианобактерии – древнейшие одноклеточные прокариотические организмы, не совсем точно называемые сине-зелеными водорослями), препятствующих их размножению. Но уход из жизни Сергея Павловича Усольцева, директора Водоканала, прервал этот процесс. Нового директора, Таран В.В, подобное не интересует.
Сергей Павлович Хребтиков, эколог, геолог, выступает с предложением взять опыт Республики Бурятии и ввести норматив количества предельно допустимых концентраций цианобактерий (они же сине-зеленые водоросли), что позволит контролировать цианотоксины в питьевой воде и вовремя предпринимать необходимые меры по очищению или спасению человеческого здоровья, а то и жизни. Именно потеря человеческих жизней сподвигло Бурятию обратить внимание на сине-зеленые водоросли (зафиксированы случаи отравления и даже смерти людей при употреблении в пищу рыбы из «цветущих» водоемов, например, в 2008 г. в Бурятии, на оз. Котокельское). Сергей Павлович, совместно с экологом Андреем Волеговым, так же предлагает использовать подземные воды для водоснабжения города, пока будет происходить очистка Черноисточинского водоема (по такой технологии питается, например, район Старатель).
Рамиль Хакимов, эколог, активист, выступает с предложением для реабилитации Черноисточинскго пруда, восстановить водную систему Верхний прудок – Ушаковская канава», что позволит увеличить проточность водоема и увеличить объём очистки донных отложений.
26 ноября 2015 года Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области инициировал судебный иск к Администрации города Нижний Тагил и ООО «Водоконал-НТ» о возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства. Иск был удовлетворен. Решение суда вступило в силу 1 марта 2016 года. Но ни Администрация города Нижний Тагил, ни ООО «Водоканал-НТ» не выполнили судебные требования до сих пор.
После массового мора рыб в октябре 2019 года, региональный Минприроды заявил, что по проведению исследования воды на шесть показателей, не выявлено превышение загрязняющих веществ. Но проверяли ли на цианотоксины?
P.S: Бездействие властей и халатность руководителей на местах порождают своими действиями побочный продукт, народный всплеск в виде общественный движений. Таким движением, например, стали мы – Тагил За Перемены. Мы не могли не обратить внимание на экологические бедствия своего города и решили всеми силами помочь. Стартовой точкой стал проведенный нами экологический народный сход 12 октября 2019 года, на котором мы запустили сбор подписей под коллективным письмом за обращение заслуженного внимания на питьевые водоемы Нижнего Тагила и альтернативного источника водного питания. А также предлагаем каждому тагильчанину обратиться в Роспотребнадзор для анализа водопроводной воды в своих кранах.
Н.Н. (15.10.2019 г.)