С ущелья Шинкорак, которое выходило в Пакистан, войска не торопились уходить. Необходимо было прикрыть работу сапёров с Чарикара, которые занимались минированием.
-Судя по нашей задержки, - рассудительно заявил ротный, -они сто пудов устанавливают "Охоту"...
Про "Охоту" нам рассказывали на сборах в Отдельном инженерно-сапёрном полку в Чарикаре. Этот комплект по подлости я бы поставил на первое место. Принцип действия этой гадости таков. Отрываются лунки для пяти осколочных мин ОЗМ-72, а также для исполнительного и командного прибора и сейсмодатчиков. Топают ночью, или днём духи, а возможно и караван, сейсмодатчик срабатывает, причём он реагирует только на шаги человека, выскакивает из-под земли стакан на уровне груди и разрывается в воздухе. А в стакане 2400 шариков. Всё! В радиусе 25 метров всё живое уничтожается, ну а далее, как повезёт.
Принцип работы:
Датчик сейсмическое активности определяет движение человека (по некоторым данным на расстоянии до 150 м.). В случае, когда цель оказывается в зоне поражения, электроника принимает решение о подрыве одной из мин. Если обнаруживается последующее движение противника в зоне поражения - подрывается еще одна мина. И так до 5 раз. Вместе с подрывом последней мины происходит самоуничтожение системы тротиловой шашкой, прикрепленной к корпусу блока.
Т.е. пока не подорвутся все 5 мин, к блоку управления противник не сможет ни приблизится, ни тем более, обезвредить его.
Кроме того, один и тот же участок может быть поражен несколькими минами, что затрудняет или даже делает невозможным эвакуацию раненного.
Система "Охота" также может управляться с помощью пульта управления. Имеется возможность устанавливать специальный режим работы при котором система переводится в боевой режим только в определенные часы.
НВУ-П "Охота" может находится в боевом режиме до 9 месяцев (примерно на столько хватит заряда батареи). После того как заряд будет исчерпан, произойдет самоуничтожение (мин и самого блока).
-Кстати, ты как командир взвода спецминирования должен уметь с бойцами устанавливать этот комплект.
Командиром взвода спецминирования я числился только в штатном расписании. Чаще всего мне приходилось заниматься обратным процессом - разминированием.
-А если я поговорю с комбатом сапёрного полка, чтобы он взял наших сапёров поучаствовать в этом минировании, -не успокаивался ротный, он мой земляк, родом с Урала, с Башкирии.
Обычно с сапёрного полка не допускают к ответственной работе "чужаков", но ротный договорился с комбатом.
Вот только установкой пришлось наблюдать со стороны. Мне же со своими сапёрами досталась самая неблагодарная работа- делать лунки для установки в мин. А так как грунт был тяжёлым, то через три часа ладони покрылись кровавыми мазолями...После установки всё замаскировали, мало того, место установки комплекта прокатали гусенчной техникой, так что невозможно было определить, что на этом участке для духов был приготовлен "сюрприз". Сейчас бы я это назвал минно нанотехнологией.
В то время я, с сорванными ладонями был зол на ротного, а сейчас ему благодарен. Потому что через много лет, когда я переехал жить с Дальнего Востока в Башкирию, в небольшой город Ишимбай, начальником МЧС района был тот самый комбат, с кем познакомились в Афгане в ущелье Шиндорак.
Позже были ещё разработки новых мерзопакостых мин...
Автор Александр Калинин