В этой связи, как раз, логический позитивизм потерпел
свой главный крах, уже к сороковым годам. Логические
позитивисты, надо отдать им должное, были людьми
последовательными и интеллектуально честными, и
они признали трудности, с которыми столкнулась их
программа, но у них также были и внешние критики
здесь мы плавно переходим к теме постпозитивизма.
И к Попперу.
Совершенно верно, прежде всего, к Карлу Попперу, Карл Поппер - чуть
более младший соратник, сподвижник, коллега логических позитивистов
из Вены, в кружок не входивший, относившийся к идеям логических
позитивистов двойственно, с одной стороны, признавая правильность их
интересов, с другой стороны, сомневаясь в истинности
работоспособности их теорий.
Поппер, в своей работе тридцать четвертого года «Логика научного
исследования», предложил альтернативную концепцию науки, можн сказать, что здесь мы имеем дело уже с философией науки в чистом виде
и можно сказать, что с этой работы начинается развитие
постпозитивизма, Поппер предложил, во-первых альтернативу
верификационизму.
Да, новый принцип демаркации, который назвал
фальсификационизмом то есть научным, согласно Попперу, является
знание не подтвержденное, а потенциально опровержимое, и этот
критерий является более удачным, поскольку операция опровержения
является окончательной, в отличие от операции подтверждения
подтверждать можно сколько угодно раз, в том числе, ложную теорию
опровергнуть достаточно единожды.
В частности, Поппер приводил пример с фрейдизмом, который
постоянно подтверждается на практике, но при этом научным не можем, в
строгом смысле слова. Совершенно верно, и марксизм он считал таковым
это теории, которые маскируются под научные, но таковыми не являются
поскольку не выступают с поднятым забралом, они не дают, как Поппер
говорил, потенциальных фальсификатор, из них не торчат рычаги, из-за
которых можно было бы опрокинуть, они скользкие и гладкие, поэтому
ненаучные.
Вторая его идея заключается в том, что научная работа нацелена не на
получение новых фактов, не на построение новых теорий, а на решение
проблем, обсуждения идей Карла Поппера привело к возникновению
целого букета направление или теорий, объясняющих природу и развитие
научного знания, следует вспомнить такие имена как: Томас Кун, Имре
Лакатос, Пол Фейерабенд и ряд других, в общем, для постпозитивизма
стал отход от смелых надежд свойственных первым, вторым и третьим
позитивистам, и связанных с построением какой-то окончательной
философской системы, какого-то окончательного философского
мировоззрения опирающегося на науку.
Постпозитивизм занимается разработкой научной методологией
объяснение устройства научного знания, раскрытием законов его
развития и так далее, в этом деле они используют например
эволюционные идеи, рассматривая научные теории как единицы
участвующие в естественном отборе.
Плюс к этому, наверное, можно добавить, что в своем развитии, на
более поздних этапах своего развития, постпозитивизм пришел к таким
идеям, которые говорят о принципиальной неразделимости научного
знания от ненаучного, то есть что любые критерии демаркация, они всегда
условны, и поэтому наука приближается к мифу, к политическому
сознанию, в частности, здесь можно Хюбнера упомянуть.
Да, или Пола Фейерабенда, который сам себя называл
методологическим или эпистемологическим анархистом и утверждал
принцип методологической вседозволенности, что даёт нам знание
-хорошо, и все что способствует развитию наших представлений о мире, в
широком смысле является наукой, так можно Фейерабенда пересказать, и
ещё одна важная тенденция, о которой необходимо упомянуть в связи с
позитивизмом - это американский прагматизм, здесь мы опять
вынуждены вернуться в девятнадцатый век, и рассказать о школе, которая
возникла в семидесятых годах девятнадцатого века.
Прагматизм, в своих мировоззренческих установках, близок
позитивизму, также как и позитивисты прагматисты считали, что надо
построить философское мировоззрение, нацеленное на активное
изменение мира, на практику, и первым прагматистом считается Чарльз
Сандерс Пирс, за ним Уильям Джемс.
Уже в двадцатом веке в двадцатые-тридцатые годы, сороковые Джон
Дьюи, такая плеяда прагматистов, прагматизм выдвинул, помимо
прочего, интересную трактовку истины, истинной является то, что
избавляет от сомнений истинно - это окончание исследования или
остановка в исследованиях то, что нас удовлетворяет на данный момент
является на данный момент истинным, это истина не полная, но
естественно, она будет пересмотрена впоследствии, как-то изменена
расширенна, но тем не менее, в данный момент, она работает.
Такая релятивизация истины, с одной стороны, противоречит нашему
обыденному представлению об истине и философскому, как о чем-то
окончательном, вневременном, с другой стороны, прагматизм строит
действительно работающую философскую теорию, которая продолжала
развиваться в двадцатом веке, продолжает развиваться и сегодня, рука об
руку с постпозитивизмом, так что их основные черты можно описать
вместе, сообща.