ASTRA (Каглиари/Пьяченца, Италия, 1946-н.в.)
Красивое и понятное название "Астра" (Astra) на самом деле является аббревиатурой полного наименования фирмы по производству.тяжелых транспортных средств "Анонима Сарда Траспорти" (Anonima Sarda Trasporti), которую в 1946 году основал Марио Бертуцци (Mario Bertuzzi). Она начинала с переделки армейских грузовиков в гражданские. С переездом в новые цеха в Пьяченце, Astra начала выпускать собственные автомобили, построив в 1955 году первый итальянский полноприводный самосвал ВМ1 (4x4).
За ним последовал думпер BM2SA с реверсивным постом управления. В 60-е годы началось производство новых 2- и 3-осных моделей ВМ12, ВМ16, ВМ18 и ВМ19 полной массой 12~19 т с одно- или трехместной кабиной. Эти грузовики целиком комплектовались иностранными агрегатами, в том числе 2-тактными дизелями "Детройт Дизель" (Detroit Diesel) мощностью 265 л.с., коробками передач "Спайсер" (Spicer) или ЦФ (ZF), мостами "Рокуэлл" (Rockwell) или "Сома" (Soma).
В 70-е годы Astra взялась за создание унифицированной серии ВМ20. Базовыми были 10-тонный самосвал ВМ20 (6x4), его полноприводный вариант ВМ21 (6x6), 8,5-тонный самосвал ВМ201 (4x4), оснащенные дизелями "Мерседес-Бенц" (Mercedes-Benz) или ФИАТ (FIAT) мощностью 170-265 л.с. Варианты ВМ25 представляли из себя тяжелые трехосные грузовики. Одновременно фирма выпускала 20-тонный карьерный самосвал ВМ35 с американским дизелем GM V12 (475 л.с.), а также специальные низкорамные шасси с колесной формулой 8x4 и 10x6 и полной массой 50~80 тонн.
С 1982 года началось производство новой 3-осной серии ВМ300. Базовым был 24-тонный самосвал ВМ304 (6x4) полной массой 33 тонны с кузовом вместимостью 14 м3 и удлиненной 2-местной опрокидывающейся кабиной со специфическими вертикальными прорезями на передней облицовке, которую разработала фирма "Итал Дизайн" (ItalDesign). На его основе выпускали самосвал ВМ305 с одноместной кабиной, шасси для бетоносмесителей ВМЗОЗ, полноприводные варианты ВМЗОЗ и ВМ309 (6x6), а также грузовик BM305F (6x4) полной массой 38 тонн (грузоподъемность 28,5 т) для перевозки особо тяжелых неделимых грузов. На всех машинах использовали дизели ФИАТ или "Мерседес-Бенц" мощностью 260-354 л.с., механические 16-ступенчатые коробки передач ZF или 4-ступенчатые автоматические "Эллисон" (Allison), дифференциалы с электропневматической блокировкой.
С 1986 года фирма Astra входит в состав концерна ИВЕКО (IVECO). Это внесло стабильность в ее финансовое положение, но заставило сократить программу и отказаться от ряда оригинальных моделей. С 1988 года выпускался 25-тонный карьерный самосвал ВМ501 с 14-литровым мотором ФИАТ в 304 л.с. и 5-ступенчатой коробкой передач Allison.
В 1989 году началось производство унифицированного семейства вседорожных машин 6000. Новая гамма включает 10 базовых вариантов 3-осных шасси (модели от 64.26 до 66.52), для которых используют 6- и 8-цилиндровые дизели IVECO мощностью 260-514 л.с. С 1994 года выпускается модернизированная серия HD6. В гамме появилась 4-осная серия 8000 Кроме того, Astra поставляет серию специальных самосвалов от компактного подземного RD14 (4x4) с реверсивным постом управления до 500-сильного карьерного автомобиля RD40, а также крановые шасси.
В 1996-м году появилась новая модель HD7/C с двигателями IVECO CURSOR. В 2000-м году публике был представлен шарнирно-сочлененный самосвал ADT, доступный в версиях 25 и 30 тонн.
В 2004 году модельная гамма шарнирно-сочлененных самосвалов была расширена за счет совершенно новых моделей ADT35 и ADT40.
В 2005 году компания Astra запускает новый модельный ряд HD8, который в 2008 году получил новую подвеску кабины для дополнительного улучшения комфорта и производительности.
В 2008 году на свет появилась специальная версия HHD (Heavy Heavy Duty), предназначенная для самых сложных миссий. В этом же году модель RD50 пополняет линейку карьерных самосвалов.
2011 год ознаменован появлением на рынке новой модели HD9, на которой стекловолоконная кабина HD8 была заменена на цельнометаллическую от IVECO.
К слову, грузовики Astra представлены и в России, но их имидж в своё время был подпорчен довольно посредственной адаптацией к нашему климату. На данный момент самые серьёзные просчёты в плане эксплуатации были исправлены благодаря специалистам IVECO-AMT.