На здравоохранения в США расходуется 11% национального дохода. Это больше, чем в любой другой стране. Однако 37 млн. американских граждан не имеют возможности получать материальную помощь для полной или частичной оплаты расходов на медицинское обслуживание. Администрации президента предстоит рассмотреть три предложения, которые желательно учесть при разработке программы всеобщего страхования здоровья, призванной гарантировать всем американцам доступное и высококачественное медицинское обслуживание.
Первое предложение представлено Национальной комиссией пo управлению здравоохранением, в состав которой входят 34 ведущих специалиста в области охраны здоровья, а также экономисты и общественные деятели. На основании результатов исследования, проводившегося в течение 2,5 лет, комиссия предложила программу, обеспечивающую всем слоям населения доступность к «пакету» основных здравоохранительных услуг.
По словам Маргарет Родес, исполнительного директора упомянутой комиссии, эта программа предусматривает материальное стимулирование работодателей, предоставляющих льготы пo медицинскому обслуживанию своим рабочим и служащим. Медицинские услуги лицам, здоровье которых не застраховано, будут оплачиваться всеми работодателями, а также теми, чей доход превышает 150% уровня бедности. Комиссия рекомендовала частным и общественным учреждениям разработать руководства по решению различных проблем, связанных с охраной здоровья, согласно которым пациенты и их страховые компании могли бы в любом случае установить, насколько правильно была оказана медицинская помощь и начислена плата за нее.
Другое предложение высказано А.Энтовеном и Р.Кроником из Станфордского университета в их статье, опубликованной в журнале "Nеw Еnglаnd Journal of Medicine". Они считают, что необходимо создать более действенные стимулы, которые побуждали бы исследователей разрабатывать и внедрять новые практические методы лечения, дающие те же результаты, что и применяемые в настоящее время, но с меньшими затратами. Ключевое место в подходе Энтовена - Кроника отводится организациям спонсорам, выступающим в качестве посредников в системе здравоохранения.
Организация спонсор могла бы постоянно следить за развитием здравоохранения и как полномочная организация принимать экономически обоснованные планы по оказанию квалифицированной и недорогой медицинской помощи. Такой порядок направлен на снижение стоимости медицинских услуг за счет создания конкуренции между лечебными учреждениями. Крупные компании могли бы за счет средств частных спонсоров страховать здоровье своих служащих; общественные спонсоры, финансируемые из налогового фонда, страховали бы здоровье всех остальных.
Спонсоры могли бы субсидировать 80% мероприятий, предусматриваемых в планах по охране здоровья, а остальное доплачивали бы сами служащие. В качестве управляющих в таких организациях-спонсорах работали бы врачи, но пациенты в этом случае не были бы свободны в выборе врача; выбор пришлось бы делать из числа врачей, задействованных в том или ином плане.
Врачи, работающие в рамках Национальной программы охраны здоровья (НПОЗ) во главе с Д.Химмелстейном и С.Вулхандлером из Гарвардской медицинской школы, предложили иной подход, который они изложили в своей публикации в том же номере упомянутого журнала. В основе их плана лежит система, практикуемая в Канаде. «В финансовом отношении наш план более радикален, чем план Энтовена, но он дает возможность установить более гибкие отношения между врачом и пациентом», - заявил Химмелстейн. Согласно этому плану, все американцы должны страховать свое здоровье по всеобщей программе, которую бы федеральное правительство контролировало и Финансировало.
Правительство оплачивало бы все текущие расходы больниц и прочие капитальные затраты. Врачам выплачивалась бы заработная плата как служащим больниц или других лечебных заведений или им могла бы начисляться зарплата пo числу оказываемых услуг. Тарифные ставки на услуги
можно было бы установить по взаимному согласованию между правительством и врачами. Таким образом, правительство могло бы повсюду установить предельные расценки на все виды медицинской помощи. Энтовен и Кроник выражают сомнение в отношении возможности введения системы пo канадскому образцу, которая требует полного перераспределения финансов в здравоохранении. «Из-за политических соображений такие радикальные изменения вряд ли возможны в нашей стране», заявили они.
Что останется от этих планов после их обсуждения в исполнительных органах, в конгрессе, среди практикующих врачей и в медицинских учреждениях? «Это трудно предсказать, пишет А.Рэлман, главный редактор журнала "New England Journal of Medicine", но можно не сомневаться, что внимание к таким планам со стороны правительственных кругов будет возрастать пo мере того, как они будут искать пути улучшения действующей системы финансирования здравоохранения, не отвечающей требованиям сегодняшнего дня».