Найти тему
Огонь и жизнь

Огонь подземный (4)

Часть 3

Часть 4

Насколько велики были разрушения, причиненные взрывами, можно судить по тому, что при спасательных и восстановительных работах

  • в респираторах было израсходовано 14 900 регенеративных патронов,
  • работа в спасательных аппаратах составила 30 000 аппараточасов.

Предвестниками взрывов на шахте Габриэль были наблюдавшиеся слабое истечение дыма и легкий запах гари на вентиляционном штреке, причем закладка в выработанном пространстве оказалась нагретой.

https://pixabay.com/ru/photos/%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87-%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D1%8B-957963/
https://pixabay.com/ru/photos/%D1%82%D1%83%D0%BD%D0%BD%D0%B5%D0%BB%D1%8C-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%BE%D1%80-%D0%BA%D0%B8%D1%80%D0%BF%D0%B8%D1%87-%D1%82%D1%8C%D0%BC%D0%B0-%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D1%8B-957963/

В Донбассе также известны случаи пожаров от самовозгорания угля, повлекшие взрывы гремучего газа и пыли.

В 1910 г. на шахте б. Мария Горловского рудоуправления взрыв, последовавший в результате пожара, сопровождался 11 человеческими жертвами, а в 1930 г.

На руднике "Карл Маркс" при аналогичной катастрофе было убито 9 человек, 4 получили тяжелые ожоги и 2 — легкие.

А вот случай пожара, происшедшего в Бельгии и унесшего 262 человеческих жизни.

8 августа 1956 г. в 7 ч утра в клетях двух вертикальных колодцев спустились в шахту 274 шахтера.

Эти колодцы - вентиляционные шахты - располагались на расстоянии 25 м. В каждом было по две подъемные клети из 8 купе (они поднимали уголь, перевозили оборудование и самих шахтеров).

Все заняли рабочие места - задания уже были распределены. 26 человек находились между от­метками 715 и 765 м, 89 — между 835 и 907-м этажами, 149 — между 975 и 1045-м и еще 9 рабочих — на глубине 1035 м на самом дне приточной вентиляционной шахты.

На 170-м подземном этаже шахты дежурил пожарный.

То, что происходило далее, трудно описать достоверно.

Можно только предполагать, основываясь на сочетании фактов и рассказов немногих выживших в этой трагедии. Многие свидетели происходящего погибли, а те, кто выжил - обладали малым количеством информации.

К этому прибавлялась круговая порука высших ответственных работников.

Тем не менее, даже при малом количестве информации, собранном из разрозненных источников, этот случай можно считать в какой-то степени показательным. К сожалению, он закончился огромным количеством погибших, хотя начинался с того, что можно назвать недоразумением и недопониманием.

Но в условиях шахт недопонимания предельно опасны...

Было примерно так...

https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-171229/
https://pixabay.com/ru/photos/%D0%BF%D0%BE%D0%B6%D0%B0%D1%80-%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D1%8C-171229/

Началось все около восьми утра.

Антонио Янетта и его помощник Гастон Воссор были заняты загрузкой (глубина - 975 м ). В клетях уже был загружен уголь из нескольких вагонеток, но место еще оставалось.

Янетта отошел внутрь галерея, пытаясь подправить деревянную повозку - она мешала вагонеткам.

В это время с 765-го подземного этажа попросили клеть для поднятия угля. Моруа, наземный диспетчер, позвонил на 975-й этаж. Воссор объяснил, что клеть полупуста, и ее можно отправить туда, где она нужна. После телефонного звонка он продублировал сообщение по всем правилам, семь раз нажав на звонок.

Подъем клети начался - Моруа получил сообщение. (Кстати, вторая клеть быть использована на этом уровне уже не могла: это запрещено).

В пять минут девятого вернуся Янетта. Впоследствии он говорил, что ничего не знал о том звонке и разговоре Воссора с диспетчером. (Воссор ни подтвердить, ни опровергнуть этого не мог: он погиб. Тело нашли на уровне 1035 м).

Итак, Янетта попросил напарника помочь ему с за­грузкой четырех полных вагонеток, которые прислали к тому времени забойщики. Воссор согласился. То ли он сам забыл о звонке, то ли не смог объяснить этого Янетте (тот плохо говорил по -французски).

Но загрузка началась.

На верхней платформе как раз установилось гидравлическое равновесие, и две вагонетки - полупустая и полная - столкнулись. Сто­пор заклинил колесо одной из вагонеток, при этом переднее колесо было в клети, а заднее - в шахте.

Это привело к блокировке подъемной клети на том же самом злополучном 975-м этаже.

Уже после трагедии выяснилось, что жалобы на работу механизмов поступали и ранее. Наладчики готовы были начать ремонт, но, приняв на земле первые вагонетки без особых проблем, ремонт решили перенести на более поздний срок.

На земле про сцепившиеся вагонетки не знали.

Моруа поднимал клеть, уверенный в том, что на этаже все нормально: он же получил несколькими минутами ранее подтверждение Воссора.

https://pixabay.com/ru/illustrations/%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-4107262/
https://pixabay.com/ru/illustrations/%D1%88%D0%B0%D1%85%D1%82%D1%8B-%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE-4107262/

И тут одна из вагонеток задевает балку, поддерживающую балансировочный механизм.

Та, падая, пробивает маслопровод, который снабжает гидравлический балансировочный механизм клети.

Повреждаются электрические провода (с напряжением 500 В), по которым шла энергия для вентиляции и отдельных механизмов, углубляющих шахту.

Трубопровод сжатого воздуха, как и телефонные провода оказываются разорванными.

Все эти разрушения привели к короткому замыканию, от которого загорелось распыленное гидравлическое масло: оно, под давлением в 6 Бар, все еще поступало в разрушенный маслопровод...

Продолжение в части 5