Найти тему
Рассуждения

«Человек должен прейти в себя»

Часть вторая

(Часть первая здесь)

Автор статьи приводит мнение Александра Шмемана о том, что эпоха Возрождения стала на глубине восстанием против христианства, а на еще большей глубине-восстанием против измены христианства самому себе. Потом будет еще очень много самых разных «восстаний» и агрессий со стороны «тёмных сил». В 19-м веке в России будет гонение на славянофилов. Великий поэт Фёдор Тючев считал близким к безумию этот факт: объявлять преступным направление журналистской деятельности И.С. Аксакова - истинного российского патриота. Его издания постоянно и энергичнее других изданий– защищали все основные духовные начала русского общества!

На Руси так всегда! Те, кто проповедует патриотизм - мешают силам зла, которые используют государство и религию только ради достижения ими власти и материального могущества. Россия для жестоких чужаков всех мастей, кажется «лакомым куском», прежде всего в силу слабости родового, кровного родства населяющих её народов!

В качестве свежего образца такой агрессии против сил добра – можно привести очень показательную реакцию либеральной печати на появление документального фильма «Гибель империи. Византийский урок». Автор фильма – священник Тихон Шевкунов. Время – 2008 год. Священник вдохновенно рассказывает телезрителям об истинном Православии. А на «дворе» – рынок. Во многих городских российских библиотеках бесплатный «либеральный» журнал «Континент», который издают на Западе. Во втором номере журнала – автор Владимир Можегов поднимает тревогу: «фильм-икона консервативного сознания».

В рыночной России «хозяйничает» буржуазный постмодернизм – роскошное буйство формы при полном отсутствии содержания. Его главное достоинство – «предельная самоирония и некая божественная игра в смыслы», которая «делает постмодернизм искусством.» И вот, оказывается, на этом весёлом бесовском балу – автор фильма «предельно серьёзен… и выходит у него не только нечто смешное, но и нечто зловещее.» (1)

Конечно, «зловещее»! Каждая христианское слово пастыря в любой форме и в любом виде – величайшая опасность для «играющих в смыслы». Призыв авторов фильма вернуться к духовным ценностям Византии – нарушает «рыночную идиллию» либерала – язычника, заставляет задуматься о высших категориях бытия, о возможности духовного счастья, которого естественным образом так жаждет каждая живая душа. Показ православного фильма о Византии, по сути, прозвучал, как покушение на идеологическую основу либеральной власти в России. А её основа-новое «язычество».

...Многие забывают главную особенность язычества – у него не существует понятия добра и зла в том нравственном значении, которое вкладывает в неё наша православная церковь. Добро для язычников – понятие прикладное, материальное –это то, что «мне» или «моей родне» в настоящий момент полезно! Зло-всё, что мешает мне наслаждаться благами материального мира.

В такой «парадигме» язычник хочет жить всегда и беспощаден ко всякому иному мнению, которое нарушает стройный порядок жизни возле материальной «кормушки». Он яростно защищает всё, что касается «тёмной основы» нашей природы. Это «наследие» Адама, изгнанного из рая, всё время требует своей «тёмной» пищи. Но такая пища не насыщает и не успокаивает. Как наркотик-после непродолжительной эйфории– она влечёт опустошение, медленно, но верно доводит жизнь до полного абсурда. Именно поэтому смена технологических укладов, и связанное с ней материальное изобилие– только стократно усиливает в нас самые разные проявления язычества, как способа существования, доводит их до бессмысленных причудливых форм постмодернизма.

С другой стороны, идеологи рыночного пути развития могут сказать его критикам, что Создатель сам в качестве «двигателя» любого прогресса, в том числе и положительного, выбрал именно соперничество. А уж в нём – пойди разбери, где оно «честное», а где не очень.

Борис Тарасов в своей статье отрицательно оценивает подобное положение вещей: а именно: что «на такой тёмной и злой основе политика, идеология и общественная жизнь всегда управляется соперничеством...ревнивым противопоставлением друг другу».

А по-другому и быть не может! Люди созданы неравными-существует красота и уродство, ум и глупость, существует тяга к совершенству, к тому, чтобы перейти в другой социальный слой… Плохо это или хорошо, не нам судить, но это истина. Такое соперничество может быть здоровым и нездоровым, страстным и порочным…Уберите из жизни – женскую красоту, красивую мужскую силу победителя-воина, и это будет совсем другой проект земной жизни, имеющий мало общего с нынешним.

Отсюда и основное противоречие: соперничество – движет прогрессом, и оно же пробуждает в человеке все пороки. Нет пока в мире других «рецептов», идей и способов преодолеть такое трагическое несоответствие, кроме одного – посмотреть на земной мир так, как учит Евангелие-с любовью и всепрощением.

...Борис Тарасов в своей статье справедливо отмечает, что со временем: «не изменялась, а в лицемерных формах прорывалась, смешивая, вместо разделения, добро и зло, "тёмная основа» нашей природы, еще более укреплялись принципы "закона Я". То есть, «светлые умы» часто трудились и трудятся над открытиями и изобретениями в том числе и для «торжества» «темной основы». А как без этого? Если «тёмная основа» –ни что иное, как «каркас»-внутри которого титаническими усилиями многих поколений складывается духовный образ нового человека, Божьего подобия. Эта духовная сердцевина только и спасает всех нас от опасного языческого плена. Нельзя отчаиваться, как Зигмунд Фрейд, который предлагал человеку: «принять себя как животное».

Просто-нельзя человека оставлять одного наедине с его «тёмной природой». Вот где нужна Любовь-та самая Евангельская – к Богу, к ближнему своему, к врагу! Самим, без дарованной нам благодати, нам никогда не справиться со своим варварским языческим подсознанием!

Меня совершенно поразили откровения художников-скульпторов и музыкантов- «неформалов» советской эпохи, опубликованные недавно в одном сборнике (1) Оказывается, представители военно-промышленного комплекса Советского Союза заказывали им неофициальные выставки абстрактной живописи и концерты, тайком покупали их бредовые картины и книги «самоиздата» на туалетной бумаге. Талантливым инженерам и учёным– строителям социализма, явно хотелось чего-то языческого, мистического…Глубинные желания, древнее бессознательное…Никакими мысленными усилиями это не преодолевается. При обилии самой лучшей классической музыки, филармоний, оперных театров – советский «средний класс» нелегально заказывал концерты «интуитивной музыки Штокхаузена». Вместе с неформалами они «интуитивно» чего-то искали-возможно тёмную чащу с пляшущими бесами!

Уменьшение язычества – это плод невидимого качественного изменения нашего сознания под воздействием любви Божьей и его присутствия в нас.

Об этих изменениях мы узнаем из произведений искусства. Например, если проследить все этапы развития живописи на библейские темы в России, то лишь живописец конца девятнадцатого века – православный по духу Михаил Нестеров смог поразил зрителей новым качеством художественного мастерства. Протоиерей Сергей Круглов пишет о картинах Нестерова: «…земной воздух из них выкачан, а напущен-небесный, настоящий, правдишный, как в детстве говорили, «реальный», как нынче говорят. (2)

Историк живописи Джорджо Вазари писал, что великий Леонардо да Винчи однажды создал картину, где было множество зверей, птиц и насекомых, выглядевших как живые… Мастера эпохи Возрождения, имели дар писать одухотворенные лица, а вот написать воздух Небесный – время еще не приспело…Нужно было святителю Сергию Радонежскому и другим монахам по монастырям потрудиться, православным людям несколько веков в церквях помолиться, чтобы родился русский художник Нестеров с таким даром!

В статье Тарасова приводится мнение Достоевского об одном фундаментальным парадоксе в историческом процессе: это сознательное, бессознательное, или даже воинственное, насильственное забвение идеального измерения бытия и божественного происхождения человека при одновременно автоматически необходимой опоре на так называемые «реалистические» основания, здравый смысл и разумный эгоизм, экономическую выгоду или утилитарную мораль.

А может ли быть по-другому? За своё право жить по-своему, в основном, «по-животному», «язычник» в нас будет воевать до конца! С нами же! А «тёмные силы» будут исправно подносить ему патроны и снаряды!

Кажется, всё предусмотрели хитрые католики и протестанты, умело приспособив религию к рыночным отношениям и придумав свои «заповеди» типа: богатство, обеспеченная семья-угодны Богу. Главное, бережливость, доброжелательность, трудолюбие. Но видимость духовности вместо служения духовности привела к тому, что в самой благопристойной европейской среде-со временем завелись ведьмы, потом фашисты, потом трансвеститы!

«Безжалостность к низшим классам, падение братства, беспощадную эксплуатацию бедных слоёв населения» (о чём пишет Б. Тарасов) – любой научно-технический прогресс только усиливает, если не применить самое эффективное оружие против этого: заняться своей душой, как местом, где присутствует Царство Небесное и решительно поменять в своём сознании жизненные ценности!

С помощью безграничной власти денег – язычество и «тёмные силы» хотят завладеть миром, но они бессильны перед людьми, которые (По выражению Достоевского) не участвуют в соперничестве самолюбий, властолюбий и сластолюбий, и как бы удерживают текущую действительность от окончательного падения.

«Человек должен прейти в себя», – говорил Блаженный Августин на вопрос, что такое Вера.

«Вера – наиболее мужественная сила духа, собирающая в одном узле все душевные энергии», – говорил священник и философ Сергей Булгаков.

И люди начинают руководствоваться другой философией. Профессор МГУ В.В. Бибихин писал: «Философия не часть культуры, её отношение к культуре другое, она касается, по выражению Тыну Вийка, трансцендентного фона культуры, невидимой, незаметной почвы, на которой культура». (3)

Кажется, очень понятно. Но эта истина или не доходит до большинства образованного культурного мирового сообщества или сознательно умалчивается! Ибо тогда каждому мыслящему человеку должно быть ясно: если в наше время господствует философия гедонизма, агностицизм и всё остальные «измы», уводящие нас от Бога – то и культура на такой почве – обязательно будет примитивно-развлекательной...Что бы, сами творцы такой культуры, при этом, не заявляли.

О том, какой философией руководствуются деятели искусства, литераторы, говорить не принято. Предполагается, что в условиях демократической свободы слова, свободы совести они будут законопослушны и доброжелательны. И что их «почва» в виде философии имеет своей целью исключительно пользу для всего человечества. Но что там «накопают» свободные творцы у себя внутри: ангельскую красоту или бесовское уродство – им самим неизвестно. Читатель или зритель должны принимать всё, как есть и не роптать. Сами «творцы», при этом, ни за что не отвечают.

Но все забывают, что если в основе философских взглядов большинства нынешних прозападных «творцов» лежит индивидуализм в «тяжёлой форме» себялюбия, то и «плоды их творчества» неизбежно ядовиты, они разлагают душу читателя или зрителя, прежде всего, их способность любить кого-то, кроме себя!

В 1972-м году в своём французском поместье семейство Ротшильдов организовали костюмированную вечеринку иллюминатов, куда съехались многие знаменитости. Ритуальными танцами участники вызывали Люцифера, своего хозяина. Нет больших атеистов и хладнокровных циников, чем эти богачи.

Но и у них есть насущная потребность в чертовщине! Они устраивают на вечеринке пляску с жуткими масками, потом – сумасшедшие сексуальные оргии!

Борис Тарасов приводит слова поэта Тютчева, который сетует на отсутствие у мирового сообщества «разумных оценок» общественных событий. Чья разумность имеется ввиду? Вот этих элитных «друзей Люцифера», которые управляют всем миром с помощью СМИ, финансов и экономических рычагов? Они и не думают отдавать кому-то свою власть, которая в основе своей безумна и опасна для человечества!

В статье Бориса Тарасова изложены практически все великие мысли о том, как надо жить. Вопрос в том, какие формы борьбы с «тёмными силами» могут принести успех. Ясно, что ни просвещение, ни научно-технический прогресс, не в состоянии оторвать всех нас от языческих корней.

Надо согласиться с неутешительными выводами автора статьи о том, что любые попытки преодолеть данное положение вещей на вне-христианских принципах, в какие бы человеколюбивые идеи, прогрессивные установления и прогрессивные учреждения они не облачались, неизбежно заканчиваются в истории лишь перераспределением "суммы " власти, богатства и наслаждений.

В конце концов, нам сулит духовное возрождение только медленный или быстрый переход всего мирового сообщества в новое духовное качество!

Приложение:

«Эти странные семидесятые или потеря невинности», составитель Георгий. Кизевальтер. Издательство «Новое литературное обозрение», Москва, 2010 г.

Сергей Круглов. «Стенгазета», издательство «Слово и дело», 2013 г. Стр.121.

В.В. Бибихин. Дневники Льва Толстого. Издательство И.Лимбаха.С.Петербург.2012 г. Стр.51

Tags: ПолемикаProject: SuzhdeniaAuthor: Скрипко В.

Книга "Мы всё ещё русские"здесь