Часть первая
В журнале «Наш современник» (№ 4-5 за 2018 г.) опубликована статья Бориса Тарасова «Передовые люди о прошлом, настоящем и будущем». По концентрации и глубине мыслей статью можно образно назвать краткой энциклопедией мировых представлений о душе человека. Здесь сосредоточено всё самое важное, что нужно знать о ней! Материал будоражит ум, но он вызывает и потребность задать новые вопросы, предложить своё объяснение причин важных перемен в общественном сознании.
Многих мыслящих людей гении философии и литературы, кажется, убедили в необходимости обратить самое пристальное внимание на духовную составляющую своего существования и охранять, развивать её, считать главной целью своей жизни. Весь вопрос в том: как осуществить это на деле?
Отказаться от рационалистической цивилизации, от «культа бесконечного потребительства» – ни одному обществу пока не удаётся. Все вынуждены существовать в мировой системе государств, подчиняясь основным законам выживания. А они, в основном, еще почти все языческие… Под язычеством здесь понимается не религиозные верования, а признание первичными ценностями благ этого мира, земного успеха, чувственных наслаждений.
Автор статьи называет их «тёмной основой человеческой природы». И приводит слова великого поэта Фёдора Тючева: "без Бога" и без следования высшей воле тёмная и не преображённая основа человеческой природы никуда не исчезает, а лишь принаряжается и маскируется, и рано или поздно даёт о себе знать».
Но ставить на первое место-душу, присущую ей изначально доброту и отзывчивость, в рыночном, потребительском сообществе очень рискованно. А в российском особенно. Еще живо в народе чувство социальной справедливости, с которым не оберёшься хлопот! Хозяева жизни (то есть мировых капиталов и Масс-медиа) против такого развития событий. Пусть лучше горстка мудрых гуманитариев страдает от примитивности духовных запросов своих сограждан, зато большинство будет спокойно «пастись на лужайке» всемирного общества потребления под присмотром кучки самых влиятельных правителей.
Можно сколько угодно ругать сильных мира сего, но они не могут действовать по-другому. Автор статьи Борис Тарасов пишет, что «коноводы капиталистических и социалистических проектов, уповающие на разум и науку, здравый смысл и прагматизм, склонны были игнорировать вопрос бессмертия человека, не замечать его значения для сохранения не только их же собственных гуманистических «идеалов», но и вообще жизни на земле».
Вероятнее всего, «игнорируют», потому что боятся «коноводы» этого «вопроса бессмертия» пуще всего на свете! Они интуитивно догадываются, какое громадное значение для человека имеет осознание себя частью бессмертного Божьего мира. Какой поворот в сознании целого общества оно может произвести! Какие плачевные для «коноводов» последствия этот поворот повлечёт в послушном рыночном обществе! Верующего человека уже не загонишь, как белку, в «колесо потребительства», из которого невозможно выбраться. Он будет уже далеко не так управляем, как нынешний типичный представитель среднего класса, жизнь которого полностью «упакована», расписана до мелочей во всемирном обществе потребления от рождения до смерти.
Имей достаточную сумму и за всё тебя решат, тебя накормят, развлекут… Этот повсеместный уют душу убаюкивает! К нему привыкают так, что не оторвёшь… Сознание – плывёт по течению…
Но потребность в любви, в сильных духовных переживаниях остаётся. Западные интеллектуалы временами пробуют «бунтовать». В статье Тарасова говорится о «Парижском письме» европейских интеллектуалов, опубликованном в 2017 году. Авторы письма призывают к духовной революции, чтобы на христианской основе возродить чувство нравственного величия личности, предлагают отказаться от суррогатов религии и суеверий прогресса, от подмены мудрости техническим знанием. «Надо убедить всех, что экономический рост необходим, но не является высшим благом».
Борис Тарасов, с сожалением, констатирует, что затронутые в «Парижском письме» вопросы не только не становятся предметом активного обсуждения, но маргинализируются и уходят на периферию общественного сознания.
Далее, автор статьи снова развивает мысль о пагубности потребительских жизненных целей. Для доказательства данного тезиса в статье в большом количестве на многих страницах собраны все лучшие мысли и факты, но при чтении одолевает душу тревога: не ждёт ли статью Бориса Тарасова судьба «Парижского письма интеллектуалов»? Будет ли активное обсуждение этой чрезвычайно насыщенной идеями статьи? Услышит ли российская интеллектуальная общественность призыв к духовной революции?
Все разбрелись по своим «улусам»: художники, поэты, философы; каждый «проповедует» что-то своё! Вероятнее всего, российское общество еще не созрело для поиска путей своего собственного спасения. Не переварило все «прелести» постиндустриального мира, который с начала 60-х годов прошлого века дал среднему классу развитых стран невиданное изобилие.
Этот процесс охватил и российскую элиту. Началось формирование нашего среднего класса. Наш российский «язычник», так долго (с 1917-года) тосковал по обилию благ, так истомило его это вынужденное почти столетнее «воздержание», что теперь не знает: как наверстать упущенное, как насытить утробу! Примеры безрассудности и максимализма можно приводить без конца.
Чрезмерность во всём говорит об огромном влиянии на людей внутренней языческой программы. Она есть, она требует своё, она «вертит» каждым обеспеченным человеком так, что самый образованный и разумный гражданин, в окружении своих «собратьев» по среднему классу, вынужден жить по примитивным стандартам потребительского общества – тщеславится и соревноваться в роскоши. По сути, самые активные и деятельные люди произвели на нашей планете революцию плоти, решительно перераспределив материальные блага в свою пользу! Они образовали новый более просторный, чем их усадьбы в 19-м веке, но всё же достаточно замкнутый на себя мир. Он состоит из фирм с передовыми технологиями, международных аэропортов, десятков тысяч туристических мест, своих предметов быта и одежды.
В статье есть очень характерное замечание Ф.М. Достоевского о том, что чрезмерное богатство отравляет душу не только его обладателя, но и всех окружающих …которых охватывает зависть! За ней часто следует стойкая неприязнь. Говоря компьютерным языком, самый обеспеченный социальный слой «активирует» агрессивную языческую программу остальных слоёв населения, что само по себе очень вредно для всех нас, потому– что ведёт к разладу в обществе, к социальному расизму.
Да, человек, как подчёркивал Карл Ясперс, «надеялся найти в научно-технической и материально-потребительской деятельности подлинный смысл, а оказался перед им же созданной пустотой»!
Но «пустоту» надо до конца осознать, пережить, выстрадать! И этот трагический, по своей сути, процесс идёт на наших глазах. Социологи констатировали рост числа самоубийств среди молодёжи в наиболее развитых странах. Это жест отчаяния самых чутких к ужасу пустоты людей… Но возрождение нации – процесс коллективный и не происходит раньше, чем созреет в сознании большинства членов данного общества или самой активной его части потребность в таком возрождении. А в сердце – не созреет насущная потребность в Божьей благодати!
Карл Ясперс считает коренной задачей современности – изменить устоявшиеся принципы и цели, возродить интерес к многомерности и таинству жизни, восстановить полный и правильный образ человека, вернуть изначальный смысл понятиям истины, свободы, любви, несовместимым ни с обывательским спокойствием в рамках принятых условностей, ни с постоянным страхом в условиях насильственной диктатуры.
К сожалению, никакому не под силу совершить так быстро поистине вселенский переворот в человеческих отношениях. Скорее всего, всё будет совершаться медленно, тяжко, с возвратами и откатами к прежнему состоянию.
Как не удивительно, такой отдельный духовный переворот– всё же возможен! Его в состоянии совершить каждый человек, раскрыв Евангелие и прочитав его всей душой своей, всем сердцем своим!
Обнадёживают и вселяют робкий оптимизм некоторые коллективные попытки жить духовной жизнью. Потрясает история первых христианских общин. Но они же и показывают – сколько всего здесь надо пройти и пережить, чтобы преуспеть! В тринадцатом веке молодые женщины Европы создали полу-монастырские общины Бегинок. Что-то произошло в их сознании: возникла насущная потребность – жить одной семьёй, всем помогать, всех любить по-христиански… Но, видимо, испугавшись первых успехов бегинок в деле духовного перерождения, князь мира сего, уговорил Господа – продолжать испытания рода человеческого на всех без исключения «режимах» материального мира. С этой целью вечному младенцу-сластолюбцу-человеку были подброшены новые сладости и «игрушки» в виде достижений научно-технического прогресса. Энтузиазм от новых материальных возможностей надолго отвлёк от серьёзных духовных поисков. Новые «игрушки» так заводят, что от них не оторваться!
Автор статьи приводит мнение Э. Фромма о том, что: «человек отчуждается от самого себя, от ближнего, от природы». Заметим, что это результат научно-технического прогресса – то есть дела рук и ума человеческого! Не странное ли занятие – «копать» самим себе метафизическую яму? Очевидно, так надо высшим силам! Любое техническое изобретение – это и радость, облегчение в быту и одновременно – испытание на прочность для душ человеческих.
Автор цитирует О. Шпенглера, который указывал, что опошлилось само время, стали привычными и привлекательными дурные манеры парламентов, нечистоплотные сделки для лёгкой наживы, примитивные вкусы в культуре. А могло ли быть иначе? Вместо слова «опошлились» я бы применил выражение – «вернулись к языческим привычкам». У природного «дикаря» в глубине его натуры не может быть «примитивных вкусов» в культуре. Он сам –естественный природный примитив. У него не может быть «пошлости» в нашем понимании. Он и есть сама пошлость в её «натуральном» виде. «Дикарь» не оценивает себя эстетически-он так примитивно-пошло живёт, не зная учения Дарвина-по закону Дарвина об естественном отборе, по праву сильного! В доказательство подобного утверждения можно привести бесчисленное количество примеров. Язычника могут окружать «декорации» любого просвещённого времени. Сам он может быть одет в самую модную одежду и иметь диплом престижного университета. Но в отношениях с людьми, при благоприятных для этого условиях, в нём проснётся «тёмная основа» и начнёт действовать, ломая все представления о человечности.
Уж на что культурным казался 19-й век в России – великая литература, живопись, музыка. Один из гигантов российского бизнеса, потомок староверов, Пётр Михайлович Рябушинский приехал оценить невесту младшего брата Василия, с которым вёл весь бизнес. Приехал, посмотрел, и, словно напавший на крепость с дружной – древний степной князёк, увёл в качестве «добычи» молоденькую красавицу-невесту брата из-под венца. «Захватчику» было пятьдесят лет. У него уже была семья. Но он чисто по-язычески, с позиции силы– продолжил свой род с молодой женой. Вместе они народили еще восемь сыновей и восемь дочерей. А младший брат так и остался холостым и рано умер. (1)
Борис Тарасов приводит в своей статье мнение мыслителя К. Ясперса о том, что сущности человека стал угрожать созданный им мир техники, материалистических установок, потребительских ценностей у которых он оказался в плену. Эти опасения К. Ясперса я бы изложил в другой редакции, например, в такой: созданный человеком мир стал проверять на прочность его самого. Всё легкомысленное, обывательское – в ходе жёсткой проверки «выбраковывается», пошлость – выявляется и осознается в нас. Правда, очень медленно и с большими издержками. Антон Павлович Чехов по капле выдавливал из себя раба…» Но для великого человека это был следующий более высокий этап духовного самосовершенствования. Многие из нас еще не приступали к первой «обязательной программе» – «по капле» выдавливать из себя «дикаря!» (Я здесь имею в виду и себя)
Испытание человека проходит по полной программе. Снова цитируем статью Бориса Тарасова. «Аппарат обеспечения существования (в современном мире В.С.) превращается в универсальный порядок существования, демонически (выделено мною-В.С.) подчиняющий все проявления бытия, автоматически исключающий высшие ценности и абсолютные смыслы, поскольку они не служат улучшению методов труда и техники, удовлетворению разбухших и утончающихся материальных потребностей, и растворяющей в себе духовные цели.»
Тут опять хочется возразить, что в самом «универсальном порядке существования», обывателя, ничего демонического нет. Он предсказуем, однообразен. Так язычники жили тысячи лет. Вообще, обывательщина – место забавы для мелких бесов. Самые могучие «тёмные силы» спешат к тем, кто управляет человеческими сообществами, хмелея от власти и могущества, кто в состоянии формировать общественное мнение, обладая для этого всеми необходимыми средствами. В России, например, настоящая, ответственная, поистине «дьявольская» работа всегда поручалась тем прозападным интеллектуалам, которые занимались идеологией в литературе и искусстве, в учебных заведениях, в СМИ, в организации массовых мероприятий. Их прочные связи с высшей властью надежно «законспирированы» с помощью тайных союзов. Этих беспощадных помощников Воланда не разоблачишь на публичных слушаниях международного суда, как военных преступников, загубивших миллионы людей на полях сражений. А они губят больше людей, чем все военные вместе взятые, но тихо и вкрадчиво, на «полях» изданий и на сценах театров, извращая всё самое святое и сокровенное….
Россия –всегда хотела выжить, стать органично организованной в соответствии с потребностями своего коллективного духа. Это было на уровне инстинкта самосохранения. Как восторженно принимали выступления Ф.М. Достоевского столичные студенты! Какие духовные горизонты пробовали открыть перед нами Н.В. Гоголь и А.С. Хомяков, Л.Н. Толстой и В.В. Рязанов.
«Московская кофейня Печкина в Охотном ряду славилась на всю Россию: в ней собирались профессора и студенты Московского университета и его бывшие выпускники…Здесь бурно обсуждались последние статьи Белинского и Писарева, кипели страсти, свергались авторитеты». (2)
Но это всего лишь милые картинки московского быта! На самом деле, реально управляли массовым сознанием, умело направляя его к индивидуализму и потребительству, совсем другие люди, а точнее– близкая к царскому двору масонская сволочь, спаянная мировым капиталом, суррогатом религиозного сектантства, конспирологией, (которой у нас нет, не было и не будет-в чём клянутся Ротшильды всеми своими триллионами!)
У этой «пятой колоны» еще со времён царствования Екатерины Второй считалось модным «записываться» в католики! В 19-м веке митрополит Филарет отмечал усиленное стремление к «невнятным реформам при утрате духовного измерения жизни» Но таков скорбный путь язычника: не может масонская правящая команда «опираться на высшие религиозные принципы Истины и Откровения», которые прямо противоречат целям и содержанию жизни правящего социального слоя – выстраивать весь духовный и физический мир в интересах собственного материального благополучия.
И сегодня – ситуация не менее сложная и противоречивая.
Если руководствоваться тем, что познал и сообщил нам Достоевский и другие передовые люди мирового сообщества -, надо, прежде всего, перестать слушать, читать, поддерживать идеологов индивидуализма, с его непомерной гордыней и лицемерием. Самое трудное, «изжить» культ собственного «я» в рыночном обществе, где личный успех, как раз и является главной движущей силой.
Автор статьи приводит суждение Достоевского о том, что человек есть на земле существо только развивающееся, следовательно, не оконченное, а переходное. После появления Христа появился другой идеал человека во плоти. Когда-то наступит миг высшего счастья – человек как бы уничтожит своё "я" отдаст его всем и каждому безраздельно и беззаветно.
Но это произойдёт в «самом конце развития». А пока эгоистическое «я» ему не надоело своей двойственностью, постоянным соседством с «тёмными силами», которые им самим через это себялюбивое «я» и помыкают! Но разочарование в таком «я»– неизбежно.
Обнадёживают первые «удары пульса» духовно оживающего человека. Внутри нашего потребительского мира появляются православные инженеры и программисты. Растут ряды православной по духу творческой молодёжи.
Да, материальные интересы (по Ясперсу) забирают духовную энергию человека... но он сам волен решать-сколько ему этой энергии отдавать технике, а сколько оставлять душе. Каждый миг земной жизни – глубоко внутри себя – все мы чувствуем потребность в высшей духовной защите-в Боге! Эта потребность ничем и никогда неистребима. Не смотря ни на какие научно-технические революции. Её можно заглушить, от неё можно временно отвлечься, но…
Еще великий социолог Питирим Сорокин предсказывал, что «помучившись» с своей рационалистической пустыне, человек снова возжаждет Бога. Возврат к религиозности будет болезненным, но он неизбежен! Без него –Россия не выживет! Прежде всего, потому, что в «рациональной пустыне» не знают самого спасительного чувства для любого государства-чувства ответственности перед обществом и друг другом. У атеистических потребительских сообществ нет никаких внутренних ресурсов, никаких идеологических средств, чтобы это спасительное чувство создать, воспитать! Это «по плечу» – только могучей преобразующей силе религиозного сознания.
Приложение:
1) В. Ю. Чумаков. «Удивительная история русского предпринимательства». Москва. ЭНАС-КНИГА,2017 г стр.54
2) Л.В. Беловинский. Жизнь русского обывателя, Москва, Кучково Поле, 2012 г.стр.79.
Tags: ПолемикаProject: SuzhdeniaAuthor: Скрипко В.
Книга "Мы всё ещё русские"здесь