20 октября 1860 года умерла российская императрица Александра Фёдоровна — жена Николая I и мать Александра II. В это время обучение в Пажеском корпусе проходил 17-летний будущий революционер-анархист Пётр Алексеевич Кропоткин. Обязанностью пажей, в числе прочих, была организация похорон. Ниже — описание похорон на основе его наблюдений.
Похороны величайших особ в те времена устраивались так, чтобы произвести особенно сильное впечатление на народ. Тело императрицы было доставлено из Царского Села, где она умерла, в Петербург, и с вокзала его перевезли по главным улицам в Петропавловскую крепость. Гроб провожала вся императорская фамилия, высшие сановники, десятки тысяч чиновников, перед телом императрицы шли сотни священников и хоры певчих, вдоль улиц была выставлена сотня тысяч гвардейцев, тысячи людей в парадной форме сопровождали колесницу. Звон церковных колоколов, пение громадных хоров, смешанные звуки соединенных военных оркестров – все это должно было внушать народу, что громадная толпа действительно оплакивает смерть императрицы.
Гроб с телом императрицы стоял в соборе Петропавловской крепости. Два раза в день в присутствии императора и всей его семьи служились панихиды. Над гробом, под куполом собора, был сделан громадный балдахин, увенчанный большой позолоченной короной. От нее к четырем пилястрам, поддерживающим купол, ниспадала огромная пурпурная мантия, подбитая горностаем. Впечатление получалось сильное, но пажи быстро выяснили, что золочёная корона сделана из картона и дерева, «роскошная» мантия бархатная только внизу (верх из материала попроще); вместо горностая использовали обычную ткань и нашитыми беличьими хвостиками; даже щиты с гербами были картонными…
Но народу, которому разрешили вечером проходить мимо катафалка, было некогда разглядывать убранство, поэтому театральный эффект получался и обходился недорого.
Во время панихид члены императорской фамилии стояли с зажженными свечами, которые тушились после прочтения известных молитв. Раз один из маленьких великих князей, увидев, что «большие» тушат свечи, перевернув их, сделал то же самое и нечаянно поджег черную ткань, ниспадающую сзади него с щита. Через мгновение щит и бумажная ткань пылали. Громадный огневой язык побежал вверх по тяжелым складкам так называемой горностаевой мантии.
Панихида прекратилась. Глаза всех были устремлены с ужасом на этот огненный язык, который взбегал все выше и выше, к картонной короне и к деревянной раме, поддерживавшей все сооружение. Стали падать куски горящей ткани, грозя зажечь траурные вуали дам.
Александр II потерялся лишь на мгновение, но немедленно оправился. «Нужно гроб нести», – приказал он. Камер-пажи тотчас же покрыли гроб золотой парчой, и все стали подходить, чтобы поднять его. Но в это время громадный огненный язык распался на мелкие голубые огоньки, которые пошли по ворсу ткани. Мало-помалу и они потухли среди пыли и копоти, накопившейся наверху…
Напрашивается небольшая аналогия с современностью. Прошло 160 лет: бутафория для народа осталась, сменились только приоритеты, лица, скрепы… место картонных декораций заняли Фотошоп и телевизор. Не находите?
Понравилась статья? Поддержите комментарием, подпиской, пальцем вверх. Не понравилась? Тоже дайте знать;)