И отражаются в водах каналов :мосты,дома,автомобили, лодки,люди и вроде бы уже влюблен навсегда в город построенный на Венецианской лагуне.. И хочется свернуть не туда. пройти до конца,испить до дна, утонуть без следа,улететь в облака и затеряться в запутанной веренице улиц, но как же все таки..хочется...иногда...остановиться и просто подумать.. " ( стихотворение автора)
СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ:..." 21 августа 1929 года от "Гранд Отель дэ Бэн" на Лидо отплыла в сторону Сан -Микеле, островка, на котором с начала XIX века находится кладбище города Венеция...Лежащее в гондоле тело предстояло захоронить в греческо-православной части этого кладбища. При жизни покойного звали Сергей Павлович Дягилев. Великий русский импрессарио, открывший миру всю красоту и величие русского балета. Основатель "Русских сезонов"..отправился к месту своего последнего пристанища.." ( отрывок из книги " Дягилев. "Русские сезоны" Навсегда")
Я не понаслышке был знаком с творчеством Дягилева. Прошедшее время показало, что представлял собой этот стихийный человек, одна из самых характерных фигур нашей Родины,объединившая в себе все чары и всю непогасшую мощь русской культуры. Еще одна судьба, которая побудила меня, оказавшись в Венеции, почтить память человека, который открыл Россию-русским, открыл Россию- миру и показал новый мир-ему самому. Для этого я отправился на о. Сан Микеле, который расположен прямо напротив Фондаменте Нове. Красивая кирпичная стена, окаймляющая остров, словно вырастает прямо из воды. Сегодня Сан-Микеле известен венецианцам и гостям города как «остров мёртвых» . Здесь покоятся четыре наших великих земляка: Композитор- Игорь Стравинский, знаменитый антрепренёр и театральный деятель -Сергей Дягилев, писатель - Петр Вайль и великий поэт - Иосиф Бродский. Их я и хотел отыскать на кладбище Сан Микеле, но я и не предполагал, что мне там встретится еще немало поразительных открытий.
Проходя через детское кладбище , Живое надгробие на детской могиле запало мне в душу...пригвоздило меня к месту и притянуло к себе..затем долго не отпускало.. Трогательная сцена врезалась мне в память я думаю навсегда...Венеция это не только Карнавалы, Праздники,Балы, салюты, катание на гондолах ...Венеция еще и такая..очень трогательная...способна вызывать весь спектр чувств.. Тяжело когда уходят маленькие дети..Но,глядя на такое прекрасное творение неизвестного Мастера, тяжесть ,сменяется светлой грустью и еще сильнее веришь в Тот горний мир, в котором всем нам рано или поздно доведётся оказаться...А пока мы живём...Нужно больше творить хороших,добрых ,прекрасных вещей ДЛЯ ЛЮДЕЙ...Чтобы помнили..🙏
Находясь еще под сильным впечатлением от пронзительного детского надгробия, я продолжил свой путь по кладбищу и оказался возле указателя к могиле великого русского композитора-Игоря Стравинского, который написал немало произведений в том числе и для дягилевских " Русских сезонов". : " Жар птица", "Петрушка", "Весна священная"- вот только несколько произведений, написанных Стравинским для балета Дягилева, навсегда вошедших в мировую классику, которая актуальна до сих пор. Меня уже тянуло поскорее увидеть могилу этого Великого человека..
Скромное величие и трогательный музыкальный символ, выложенный на могильной плите Стравинского, говорят о том, что этот человек посвятил всю свою жизнь- служению Музыке. Рядом похоронена его жена. Умиротворение и покой- вот что ощущаешь постояв какое то время в тишине, возле этого места..еще, где то издалека, как будто доносятся мелодии "Весны Священной"...Цепляет..Но пора двигаться дальше!
Вот наконец среди деревьев открывается вид на памятник в виде ротонды, под которой разложены балетные пачки и цветы и крупными буквами выбито: SERGE DE DIAGHILEW . Красиво! Так и хочется прикоснуться к этому монументу..прочувствовать его атмосферу, энергетику. Прочитать то что написано на лежащей плите.."Венеция- постоянная вдохновительница наших успокоений..." О его смерти сообщили все газеты в Европе, в Северной и Южной Америке, многие на первой полосе.. В течение долгого времени после его кончины мировая пресса публиковала воспоминания и очерки о нем..А в его собственной стране появилась всего одна заметка- короткий некролог на пятнадцатой полосе литературно-художественного еженедельника " Красная панорама"... Грустно от этого стало.. По надгробию можно безошибочно сказать, что страсть Дягилева к искусству была Безмерна! И такая безмерность была для него нормой. Без полной самоотдачи искусства не бывает, без полной самоотдачи нельзя считать себя состоявшейся личностью. Таким был и сам С.П.Дягилев..Мир его душе!
Дольше всего мне пришлось провести время в поисках могилы выдающего поэта, нобелевского лауреата- Иосифа Бродского. Без него- моя поездка на сан Микеле была бы не полной. И я его нашел! В еврейской части кладбища..
"... Венецийских церквей, как сервизов чайных,
слышен звон в коробке из-под случайных
жизней. Бронзовый осьминог
люстры в трельяже, заросшем ряской,
лижет набрякший слезами, лаской,
грязными снами сырой станок..." ( отрывок из стихотворения И. Бродского- " Лагуна")
17 лет подряд он приезжал сюда и впитывал атмосферу зимнего морского города, дыша туманом и впечатлениями, очищая душу и сердце от мощного урбанистического налёта, создавая новые шедевры, уезжая и снова стремясь сюда. Он обошёл всю Венецию. Он вобрал в себя её всю и, аккумулировав мысль ритмами качания волны в каналах, составил описания, которые не оставят равнодушным тонко чувствующего читателя.
Диптих «Венецианские строфы» погружает читателя в загадочную венецианскую атмосферу, как ребёнка в крещенскую купель. «Лагуна» не менее эмоционально, но более целенаправленно ведёт его по местам города, довольно часто очень конкретным. Эссе «Набережная Неисцелимых» заражает Венецией неизлечимо, поскольку проводит непонятным и запутанным маршрутом, где только по намёку узнаются улицы или набережные, а маршрут бежит всё дальше, за поворотом следует поворот, потом пересадка на гондолу, день вдруг сменяется ночью, туман мглой и мраком, где вдруг слабым огоньком разгорается свет из закрывающегося на ночь кафе на площади.
В судьбах Дягилева и Бродского прослеживаются параллельные линии! И один и другой были вынуждены покинуть свою Родину, которую они безгранично любили, но которая не давала им возможность работать и самовыражаться..сделала их изгнанниками. .. Скитальцами. Венеция приютила их. Наполняла бальзамом их израненные души. Здесь же они и нашли свое успокоение...