Найти в Дзене
Илья Вихров

Закрытость японского музыкального рынка, или почему корейская поп-музыка имеет больший размах в мире, чем японская.

Я с детства слушаю японскую музыку в самых разных жанрах. Это удивительная смесь восточного изыска и мудрости в любых жанрах и стилях. Количество артистов с миллионными продажами много, а также тех, кто посетил множество стран с турами. В 2012 году корейская поп-музыка пережила неожиданный даже для себя бум - небывалой популярности достигла она. Большую роль здесь сыграл конечно же PSY, но он стал лишь "кнопкой", после которой и последовал взрыв. Ох, сколько сейчас мемов, заметок, обсуждений и чатов о корейской поп-музыке совсем не в профильных сообществах социальных сетей! Навскидку вы легко вспомните "Как же я люблю BTS". Но всё же я немного отвлёкся. Общий посыл вам ясен, пришло время для сути. В чём же состоит объективная причина более низкой популярности японской музыки по сравнению с корейской? Она ближе и понятнее чем кажется. Для подкрепления фактов, вот вам перевод интервью с Таку Такахаши (перевод предоставлен j-pop whisper), продюсера и диджея, участника культового в Япони
Стильные, уверенные, крутые. Кто это вообще такие? Это - EXILE, японская поп-команда, продавшая более чем 25 миллионов копий за последние 17 лет. Но вы о них не слышали.
Стильные, уверенные, крутые. Кто это вообще такие? Это - EXILE, японская поп-команда, продавшая более чем 25 миллионов копий за последние 17 лет. Но вы о них не слышали.

Я с детства слушаю японскую музыку в самых разных жанрах. Это удивительная смесь восточного изыска и мудрости в любых жанрах и стилях. Количество артистов с миллионными продажами много, а также тех, кто посетил множество стран с турами.

В 2012 году корейская поп-музыка пережила неожиданный даже для себя бум - небывалой популярности достигла она. Большую роль здесь сыграл конечно же PSY, но он стал лишь "кнопкой", после которой и последовал взрыв. Ох, сколько сейчас мемов, заметок, обсуждений и чатов о корейской поп-музыке совсем не в профильных сообществах социальных сетей! Навскидку вы легко вспомните "Как же я люблю BTS".

    Одна из вариаций популярного мема конца лета.
Одна из вариаций популярного мема конца лета.

Но всё же я немного отвлёкся. Общий посыл вам ясен, пришло время для сути.

В чём же состоит объективная причина более низкой популярности японской музыки по сравнению с корейской? Она ближе и понятнее чем кажется.

Для подкрепления фактов, вот вам перевод интервью с Таку Такахаши (перевод предоставлен j-pop whisper), продюсера и диджея, участника культового в Японии electronic/hip-hop группы m-flo.

Он дал интервью в конце 2012 года, когда вокруг его твита под броским названием «Fuck Jpop 2012» разразился локальный скандал. Этот отрывок поможет вам приблизиться к сути:

— Это было про индустрию и формат. Когда термин “J-pop” только появился, он был альтернативой. Люди в 90-х хотели отделить себя от kayōkyoku (старой японской поп-музыки). На “J-pop” оказывали влияние и Америка, и Европа, мы также нуждались в именах — людях, как Тетсуя Комуро и Misia. Но сегодня он перестал быть чем-то другим… теперь мы все подряд зовем J-pop.

— Многие люди были оскорблены моим твитом, но я не хотел этого. Если я их встречу лично, я попрошу прощения. Я не думал, что это вызовет такой ажиотаж… Я просто хотел бросить вызов себе и системе.

Система — это то, что Такаши знает не понаслышке. Он дебютировал в m-flo с партнером Verbal в 1998 году, и в августе 2015 года исполнится целых десять лет альбому под названием «Beat Space Nine», который впервые в их карьере достиг верхней строчки чартов.

Спрашивая о том, что изменилось в индустрии за последние десять лет, мы слышим от Такахаши:

— Вся схема поменялась. В прошлом бизнес-модель была построена на том, как много CD ты продаешь. Япония до сих пор остается одной из первых стран в плане продаж пластинок, но мы медленно умираем. Сейчас люди используют iTunes, арендуют CD и слушают песни на YouTube.

Пока iTunes и YouTube являются главными музыкальными сервисами, где подростки могут купить/прослушать музыку, главные японские лейблы стараются оставлять своих артистов в оффлайне из-за боязни пиратства. Такахаши твердо убежден, что японская индустрия слишком медленно адаптируется под новые реалии маркета.

— Как можно приобрести японскую музыку, не живя в Японии? Лейблы должны были придумать, как продавать музыку на iTunes еще раньше. Мы должны были ходить на конвенции и встречаться с фанатами, когда еще у лейблов было много денег. Мы не смотрели на Запад, как должны были, потому что мы были довольны внутренним рынком, так как мы продавали так много CD.

Так получается деньги важны?

— Конечно, деньги важны. У нас их уже не так много, но мы должны больше открыться миру. Мы должны быть нацелены на онлайн, мы должны переводить сайты на английский. Я могу общаться с иностранными фанатами и артистами с помощью английского, это открывает тебе новый мир.

— Индустрия находится в состоянии транзакции, мы должны научиться, как выживать с меньшим количеством денег. Пятнадцать лет назад пространства для чего-то нового было больше, и m-flo повезло дебютировать именно в это время. Мы бы никогда бы не заключили контракт с мейджором, если бы появились сейчас, по сути, мы бы были под каким-нибудь нет-лейблом (не распространяет физические копии, только цифровые).

Когда дело заходит о современной японской индустрии, нет-лейбы, по мнению Такахаши, именно то, что подает надежды. Он считает, что фанаты уже готовы к чему-то новому, и в доказательство готовности к переменам приводит примеры растущей популярности у лейблов-сделай-все-сам и артистов.

— Я люблю Seiho, я люблю tofubeats, и думаю, что они заслуживают большего. Я хотел бы, чтобы больше людей в самой Японии и за ее пределами узнали о них. Команда менеджеров tofubeats просто прекрасна в создании эйфории в Интернете.

В ответ на свой собственный твит Такахаши запустил Интернет-радио ⤢ Block. fm и начал сотрудничать с англоязычным музыкальным шоу «J-Melo» от NHK.

— Я чувствую, что это мой долг — ставить людям хорошую новую музыку.

Такахаши также симпатизирует государственной программе “Cool Japan”, направленную на импорт японской культуры в другие страны.

— Они упорно работают, но им нужен свежий взгляд. Они пытаются изо всех сил, но не могут функционировать, да и имя у программы дурацкое. Они должны сделать тоже самое, что сделала Корея, где государство вкладывается в артистов, выступающих в других странах, а потом забирает какой-то процент обратно. Японская музыка должна выйти на международную сцену.

Такахаши никогда не скрывал своего восхищения тем, как K-pop ворвался в зарубежные музыкальные индустрии.

— K-pop знает, как продвигаться за рубежом, но они были вынуждены, так как были банкротами. Но корейцы безусловно лучше в танцах и пении. У них никогда не было андеграунда, но он появляется сейчас.

Слова о том, что корейцы безусловно лучше в пении и танцах, могут показаться на первый взгляд спорными, но Такахаши считает, что стоит смотреть, что для фанатов японской музыки «хорошо», когда дело касается этих вещей.

— Японцы не могут сказать, кто хорошо поет, а кто нет. Люди в Америке говорят, что Дженнифер Лопез плохо поет, но если бы она была японской певицей, люди бы думали, что она та, кто поет очень достойно.

Эта неспособность различать, кто есть хороший певец, а кто — плохой, скорее всего исходит из-за боязни японской прессы критиковать людей, имеющих влияние. И когда даже пресса не может акцентировать внимание, чего ждать фанатов. Когда дело касается хороших певцов, Такахаши верит только в нескольких.

— Хикару Утада, Crystal Kay, Jasmine, Ai, Miliyah Kato… Мне также нравится Yui. Эти женщины вдохновились американским R&B, но это не единственная причина, из-за которой они хороши. У нас мало хороших певцов, и я не думаю, что индустрия хороша в том, чтобы их продвигать.

Далее Такахаши рассказывал о своих планах в m-flo, но в конце интервью заключил:

— Технологии сильно изменили музыку. Мы прошли путь от винила к CD, затем к цифровым скачиваниям, а потом и к стримингу. Это все изменило и сам процесс создания музыки. Но одна вещь, которая не поменялась, — это то, что люди любят музыку.

Вот вам и ответ - японский музыкальный рынок во многом закрыт для иностранного слушателя. Это и отсутствие возможности приобретать большую часть музыки в itunes, невозможность просмотра клипов на youtube и так далее. Это и сыграло ключевую роль в том, что японская музыка не приобрела ту популярность, которую имеет достаточно конвейерный жанр k-pop. Корейские лейблы уже в конце нулевых смекнули, что западный рынок - отличное место где можно развернуться. И аккумулировали в себе необходимый опыт, чтобы однажды выстрелить. Что и вышло, в итоге.

Страх перед пиратством, риском не окупаемости вложений приводит к тому, что японские лейблы делают всё, чтобы релизы не утекли на запад. Конечно, не стоит воспринимать это как характеристику всего японского музыкального рынка и всех лейблов страны. Например, лейбл A-Sketch публикует полные версии музыкальных видео на канале youtube.

В Японии огромное количество артистов, которые достойны большей популярности. Но их лейблы не дают возможности пробиться на мировой рынок. Порой всё доходит до абсурда - на youtube посмотреть музыкальное видео можем, а вот купить музыку в том же itunes - нет.

Например, включите этот клип. С первых секунд становится понятно, что перед нами потенциальный международный хит. Но увы, всего полмиллиона просмотров. А ведь Тошинобу Кубота - один из основателей японского R&B.

Негативная тенденция постепенно, думаю, сойдёт на нет. Например в ВК уже как полтора года существуют "официальные плейлисты", где публикуется лицензионная музыка для свободного прослушивания. Там можно найти и японских музыкантов. И это, на мой взгляд - хороший шаг для японского музыкального рынка.