Найти в Дзене
Разное

Алексей Леонов - биография

11 октября 2019 года ушёл из жизни Алексей Архипович Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. В этой статье я расскажу об этом незаурядном человеке.

Алексей Архипович Леонов родился в 1934 году в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. Его отец - Архип Алексеевич, был крестьянином, мать, Евдокия Минаевна, работала учительницей. Отец отсидел два года - 1936-1938 годы. Посадили без суда и следствия за конфликт с председателем колхоза. В 1939 году его реабилитировали - помог его бывший сослуживец по дивизии красных латышских стрелков.

По воле судьбы маленький Алеша пошел в школу только в 9 лет, в Кемерово. В начальной школе мальчик увлекся рисованием. Среднюю школу Леонов заканчивал уже в Калининграде. К моменту получения аттестата Алексей вполне освоил устройство самолетных двигателей, самолетов и теорию полета. Эти знания юноша получил, зачитываясь конспектами старшего брата, некогда учившегося на авиационного техника.

-2

1953 год стал поворотным в биографии и судьбе будущего космонавта: он колебался в выборе профессий между художественным и авиационным направлением. Алексей подал документы в рижскую академию художеств, но, узнав, что общежитие студентам предоставляется только с третьего года обучения, ушел с первого курса.

В 1955 году Леонов окончил 10-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков в г. Кременчуг, в 1957 г. - Чугуевское военное авиационное училище летчиков по специальности "летчик-истребитель" и вступил в КПСС.

Осенью 1959 года Алексею Архиповичу было суждено еще раз круто изменить судьбу. Именно тогда он познакомился с руководителем Центра подготовки космонавтов (ЦПК), полковником Карповым. На первой отборочной комиссии в Сокольниках Леонов впервые встретился с Юрием Гагариным, с которым впоследствии его связала крепкая дружба.

В 1960 году был зачислен в первый отряд космонавтов. В 1964 году конструкторское бюро под руководством Королева начало постройку нового космического корабля, позволявшего космонавтам выходить в безвоздушное пространство. Этим кораблем стал «Восход-2». К полету готовились два экипажа. В основном составе числились Алексей Ленов и Павел Беляев, их дублерами были космонавты Хрунов и Горбатко.

-3

18 марта 1965 года, совместно с Павлом Беляевым совершил полёт в космос в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2». В ходе полёта осуществил первый в истории космонавтики выход в открытый космос. Полет сопровождался нештатными ситуациями. Из-за разницы давления скафандр раздулся, это препятствовало возвращению космонавта в шлюзовую камеру (диаметр люка был критически малым) и Леонову пришлось стравливать в нем давление при этом он залез в люк корабля не ногами, а головой вперёд, что запрещалось инструкцией. Диаметр шлюзовой камеры был всего 1 метр, и космонавту стоило больших усилий совершить кувырок внутри камеры для вхождения в корабль «ногами вперёд». Вскоре после закрытия люка корабля экипаж заметил нарастание парциального давления кислорода в кабине, но не мог понять причину, так как датчик люка показывал его закрытие. Парциальное давление превышало нормальное (160 мм рт. ст.) в два раза и более, что создало угрозу взрыва. Через 7 часов полёта рост общего давления до 920 мм рт. ст. привёл к срабатыванию аварийного клапана перепуска, возник вибрационный толчок, после чего состав воздушной смеси и давление в кабине стали приходить в норму. Перед посадкой отказала автоматическая система ориентации. Беляев вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. В результате «Восход» совершил посадку в нерасчётном районе в 180 км севернее города Перми, в 70 км западнее Соликамска.

После посадки огромный купол парашюта, застрявший на двух высоких елях, развевался на ветру. Вскоре над ними уже кружил «Ил-14». С самолёта сразу же установили радиосвязь и сообщили космонавтам, что их обнаружили и скоро пришлют помощь. С Пермского аэродрома был поднят гражданский «Ми-1». С этого вертолёта в район посадки спустили двух лесников, которые в 17 часов 19 марта, пробравшись сквозь тайгу около 4 километров, были уже рядом с героями. В районе приземления космонавтов встретили рабочие лесоучастка и сотрудники Березниковского отдела милиции.

На следующее утро, 20 марта, к месту посадки подоспели 3 вертолёта. Сесть они не могли, но сбросили всё необходимое. Чтобы вывезти космонавтов, делянка, на которую первоначально высадили лесников, была расчищена для посадки вертолёта. Надо было повалить большое количество деревьев. И вот, 21 марта, по прокатанной лыжне, космонавты, с помощью сопровождающих, добрались до делянки, где их ждал вертолёт. На площади им. Ленина в Березниках собрался стихийный митинг жителей - прошёл слух, что П. Беляева и А. Леонова провезут по городу перед отправкой в Пермь. Но космонавтов отправили в областной центр непосредственно от места посадки. Спускаемый аппарат был эвакуирован 22 марта.

За успешное осуществление полёта и проявленные при этом мужество и героизм подполковнику Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

В 1965—1969 годах в группе космонавтов участвовал в подготовке по лунно-облётной и лунно-посадочной программам. Вместе с Макаровым входил в состав первого из трёх сформированных в 1967 году экипажей для облёта Луны. В начале декабря 1968 года члены трёх подготовленных экипажей написали письмо в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить стартовать немедленно (в США пилотируемый облёт Луны планировался на 21—27 декабря 1968 года), невзирая на неудачи предшествующих беспилотных запусков. Пилотируемый запуск намечался на 9 декабря 1968 года, но разрешение так и не было получено. В 1969 году два экипажа (в том числе экипаж Леонова) продолжали подготовку к высадке на Луну, но подготовка прекратилась после двух неудач с запуском ракеты Н-1 и успешной высадки на Луну 21 июля 1969 года экипажа «Аполлон-11»

22 января 1969 года находился в автомобиле, обстрелянном офицером Виктором Ильиным в ходе покушения на Брежнева. Не пострадал.

В 1971 году был командиром основного экипажа Союза-11 (вместе с Кубасовым и  Колодиным). Незадолго до старта медкомиссия дала отвод Кубасову, экипаж сменили. Полетели дублёры — Добровольский, Волков и Пацаев, погибшие во время посадки спускаемого аппарата.

В 1975 году, 15—21 июля, совместно с В. Н. Кубасовым, совершил второй полёт в космос в качестве командира космического корабля «Союз-19» (программа «Союз - Аполлон»).

В 1970—1991 годах — заместитель начальника Центра подготовки космонавтов. В 1981 году окончил адъюнктуру при Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского. Кандидат технических наук. Имеет 4 изобретения и более 10 научных трудов.

Вышел на пенсию в 1991 году, жил в Москве. С марта 1992 года в запасе. В 1992—1993 годах — директор космических программ фирмы «Четек». Советник первого заместителя председателя совета директоров «Альфа-банка», в начале 2000-х годов — вице-президент «Альфа-банка». Член партии «Единая Россия» с 18 декабря 2002 года, входил в состав Высшего совета партии. Получил признание как художник, его работы широко выставляются и публикуются.

В начале февраля 2019 года ему сделали операцию на пальцах ноги из-за диабета, и после этого он постоянно находился в госпиталях. Скончался 11 октября 2019 года на 86-м году жизни.