6 октября 1918 г. Карл I — последний император Дунайской монархии, издал манифест о превращении Австрии в федеративное государство. Нашлось место в этой федерации и для украинцев. Однако спасти разваливающуюся на национальные осколки Австро-Венгрию было уже невозможно.
Первая мировая война, особенно после 1917 года, когда в России пало самодержавие, велась государствами Антанты как война идеологическая, война демократий против консервативных монархий. Последним в качестве характерных черт приписывались сословность, милитаризм и подавление гражданских прав и свобод.
Праздник на улице Вильсона
Концентрированным выражением этого мировоззренческого конфликта стал представленный 8 января 1918 года Конгрессу Соединённых Штатов проект мирного договора, разработанный президентом США Вудро Вильсоном, известный под названием «14 пунктов Вильсона».
Десятый пункт документа гласил: «Народы Австро-Венгрии, место которых в Лиге наций и которых мы хотим видеть огражденными и обеспеченными, должны получить широчайшую возможность автономного развития».
Как ни парадоксально, Австро-Венгрия, заинтересованная в прекращении войны, была готова реализовать этот пункт, а на украинском направлении даже сделала для этого конкретные шаги.
27 января 1918 года в Бресте был подписан сепаратный мирный договору между Украинской народной республикой и Центральными державами (Германией и Австро-Венгрией). Дополнительное секретное соглашение к нему предусматривало обязательство Австро-Венгрии до 31 июля 1918-го предоставить автономные права территории с преимущественно украинским населением — Восточной Галиции. Претворять обещание в жизнь двуединая монархия не спешила. Впрочем, УНР тоже не выполняла своих обязательств по поставке продовольствия, что и стало формальным поводом для Вены 4 июля аннулировать соглашение.
В апреле 1918 года в Риме прошёл «съезд угнетенных народов». В столицу Италии съехались представители различных национальных общин Австро-Венгрии. Чаще всего эти политики не имели никакого веса на родине, но не стеснялись говорить от лица своих народов, которые по сути дела никто не спрашивал. В реальности многие славянские политики по-прежнему были бы удовлетворены широкой автономией в рамках Австро-Венгрии.
Однако осенью 1918 года положение Центральных держав стало катастрофическим. 4 октября император Австро-Венгрии Карл I фон Габсбург отправил президенту США ноту с предложением мирных переговоров. Ответ Вильсона был убийственным для Дунайской монархии:
«Уже нельзя считать одну лишь автономию народов достаточным условием заключения мира. Именно народы должны судить о том, какие действия со стороны австро-венгерского правительства будут соответствовать их представлениям о своих правах».
Таким образом, антимонархическим силам внутри государства Габсбургов был дан карт-бланш, а именем президента Вильсона ныне названы улицы и площади в некоторых бывших австро-венгерских городах.
Добить, чтобы не мучилась
По меткому выражению историка и публициста Ярослава Шимова, вступив в Великую войну, 28 июля 1914 года Австро-Венгрия совершила выстрел себе в висок, а четыре последующих года оказались затянувшейся агонией. Одним из эпизодов этой агонии и является манифест, изданный 16 октября 1918 года императором Карлом I. Его название в тогдашней ситуации звучало иронически: читать далее