Путь Нео.
Нео – это последняя надежда Зиона. Последний оплот сопротивления. Единственный шанс. То есть, Нео несет функцию спасителя. Причем, он спасает не только Зион, но и Матрицу. В эпичном противостояние Смита и Нео он побеждает его не при помощи силы, но через осознание диалектической взаимосвязи. т.е. он – это Смит. В противном случае они сражались бы бесконечно. В конце, когда Нео позволяет матрице стереть код Смита, в городе машин яркий свет в форме креста пронзает тело Нео. Думаю, после такого символа аналогии очевидны. Кстати, во время битвы звучит композиция "Neodämmerung". Название происходит от немецкого слова dämmerung, что значит "сумерки" (неважно, утренние или вечерние) или "заря" с интернациональной приставкой Neo. Так что, с одной стороны, это "Сумерки Нео" (гибель Нео), с другой - "Новый рассвет". Текст песни представляет собой древние индуистские молитвы - "Упанишады", написанные на санскрите.
Примерный перевод:
«Веди меня от небытия к бытию. Веди меня от тьмы к свету. Веди меня от смерти к бессмертию.
Тот, кто знает обоих вместе - и знание и незнание, переправившись через смерть с помощью незнания, достигает бессмертия с помощью знания.
На чем выткано небо, земля и воздушное пространство вместе с разумом и всеми дыханиями - Знайте: лишь то одно - Атман. Оставьте иные речи. Это мост к бессмертию.
Разум выше чувств, сущность выше разума, душа выше сущности, а выше этого Великий Атман - источник всего.
Когда пять источников знаний успокаиваются вместе с разумом, и не действует способность постижения - это зовут высшим путём.
Когда Великое Бытие осознано, и как высшее, и как низшее, тогда узы сердца разорваны, все сомнения рассеяны и карма уничтожена».
Т.е. фоном идет объяснение «происходящего».
И теперь можно вернутся к самому первому диалогу в трилогии:
«Сhoi: Hallelujah! You are my Savior,
man! My own personal Jesus Christ!»
Все становится на свои места. Нео – это Иисус Христос. Но, на мой взгляд, Матрица — это не традиционное религиозное произведение, а антропологический манифест в духе эпохи Возрождения. Где на первом месте стоит человек и его идеальные качества, совершенный проект, некий предельный человек – богочеловек.
Через весь фильм мы можем наблюдать идею развития. От Томаса до предельного Нео.
Нео здесь не статический герой с уже данными качествами, а субъект, который претерпевает и развивается.
Говоря о христианском мифе, история Нео во многом перекликается с новозаветным сюжетом. Но, как уже было сказано, развитие идеи идет через символический способ. Символическая смерть Нео – это ослепление его Бейном (ослепление в древней Греции – это символ смерти). Так же есть схождение в ад, если предположить, что Троица — это единая личность, ну или же часть Нео, то сцена визита Меровингина (клуб Hell) хорошо встраивается в этот миф. И, собственно, само воскрешение. Его код вписывается в новый принцип построения системы, т.е. зачинателя новой парадигмы, нового мироустройства.
Игра Пифии.
Этот персонаж стоит в несколько другой позиции по сравнению со всеми остальными. На самом деле все происходящее обусловлено ее идеей – идеей гармоничного сожительства, мира на новом основании – интуиция и любовь, то есть Матрица становится более человечной. Вспомним диалог Архитектора и Пифии в конце фильма. На мой взгляд, вся трилогия представляет антропологический манифест, где главная тема – это духовность человека: любовь, вера, свободная воля, интуиция, стремление к истине.
Резюме.
Пожалуй, никакой другой кинопродукт для массового зрителя не порождал столь широкой и глубокой философской дискуссии. Братьям Вачовски удалось поразить всех: от зрителя, который пребывает в полном восторге от эффекта «bullet-time», до искушенного философа, который не понаслышке знаком с «большим другим». Но, по моему мнению, основным лейтмотивом фильма является идея человека, то есть, «Матрица» - это скорее художественное переосмысление гуманистических идей эпохи возрождения, рассказанная в оригинальной форме – в форме «символического кибер-панка». Главная идея требует последовательной расшифровки, для которой зритель должен обладать неплохой общекультурной подготовкой: он должен быть знаком с древнегреческой и христианской мифологией, главными символами интеллектуальной культуры, и обладать «уверенным знанием» PC.
Что касается самой философии, то она там, конечно, есть, но в «имплицитном» или «заархивированном» виде. И развернуть мы ее попробуем в следующей статье.
To be continued…
Автор: Валерий Исаев