Влюблённый математик из Сибири и женихи со всего Союза
До «Миража» Мартинсоне снималась в течение 13 лет. Однако именно детектив сделал из неё настоящую звезду. После выхода фильма (это, кстати, случилось в 1983-м) Мирдза уже не могла спокойно выйти на улицу, чтобы её тут же не окружила толпа поклонников.
В фильме по книге знаменитого писателя-детективщика Джеймса Хедли Чейза актриса сыграла симпатичную авантюристку, придумавшую план ограбления инкассаторского автомобиля, а в финале истории сиганувшую со скалы в компании со своим новым возлюбленным.
Проявления народной любви после выхода «Миража» оказались весьма неожиданными. В Ригу, рыжеволосой Мирдзе писали со всего Союза – звали замуж, а иногда даже угрожали, если она не ответит взаимностью. Впрочем, всех переплюнул почитатель таланта актрисы из Сибири. Мужчина, занимавшийся научной работой и регулярно публиковавшийся в профессиональном журнале советских математиков, вдруг стал подписывать свои изыскания не иначе как «Мирдза Мартинсоне».
На «обнажёнку» пожаловались учителя
Фильм не обошёлся и без «обнажёнки», что вызвало неудовольствие у тогдашнего супруга Мирдзы. Впрочем, сцена, в которой актрису можно было увидеть с голой грудью, не понравилась и другим зрителям. Рижские педагоги составили грозную петицию в адрес киностудии с требованием разобраться с появившейся в кадре топлесс артисткой, которая даёт «неподобающий пример юному поколению».
Сама актриса говорит, что «Мираж» - отнюдь не вершина её актёрского мастерства. При том, что съёмки в картине дались ей очень непросто. Режиссёр Алоиз Бренч (известный также по сериалу «Долгая дорога в дюнах») заставлял артистку на съёмках всё делать по-настоящему: прыгать, удирать от погони, снимать с себя одежду и целоваться.
Актриса так и делала, разве что «по-настоящему влюбляться в партнёров по съёмкам» себе категорически запрещала. Для неё – это строжайшее табу.
Один съёмочный день во время работы над «Миражом» юной актрисе оплачивали по тарифу 12 рублей за сутки. Для сравнения: маститая Вия Артмане тогда могла рассчитывать на суточный гонорар в 50 рублей.
«Фотография с женщиной и диким кабаном»
Сейчас об этом забавно вспоминать, но в самом начале кинокарьеры у актрисы было немало комплексов. Например, она переживала из-за того, что у неё «слишком пухлые губы». Такой вердикт Мирдзе вынесла одна пожилая актриса, с которой Мартинсоне довелось сниматься в одном из своих первых фильмов. С тех пор прибалтийская звёздочка старалась… покрепче сжимать в кадре губы, пока это не заметил режиссёр и не объявил актрисе выговор. Более того, гримёрам было дано указание всегда делать особый акцент на губах Мирдзы.
Так было и в последующих работах. Одна из самых запоминающихся среди них – детектив «Фотография с женщиной и диким кабаном». Фильм вышел на экраны в 1987 году, когда каждую (за очень редкими исключениями) картину старались наполнить и откровенными сценами.
Зрители, заинтригованные нескромными анонсами картины, смотрели фильм очень активно. Мирдза Мартинсоне сыграла здесь учительницу, позирующую голышом модному фотографу; а затем, после любовной сцены, принимающую решение уйти из семьи и жить с фотомастером…
Жизнь по цифрам, питание – по Луне
Вместе со своим реальным (а не киношным) супругом актриса прожила пару десятков лет. Возможно, брак продлился бы гораздо меньше времени, если бы не постоянные съёмки Мирдзы: с мужем они почти не виделись. Проблемы у пары начались после рождения сына, когда актрисе пришлось проводить много времени дома.
Сегодня пара уже не живёт вместе, при том, что по документам они долгое время всё ещё числились супругами.
Мартинсоне – 68. Она живёт в Риге, служит в театре. Иногда снимается в кино, в том числе и в новом российском. Увлекается нумерологией: никогда ничего серьёзного делает, предварительно не сверившись с датами в календарях…
При этом свой рацион артистка сверяет с Луной: если та убывает, может позволить себе кусок торта на ночь; а, если Луна, напротив, растёт, актриса старается вообще не подходить к холодильнику.