Здравствуйте!
Лет пять назад я проводила опрос среди двухсот школьников в возрасте от 7 до 15 лет. Среди прочих задавала вопрос: Могут ли и должны ли родители наказывать детей? И практически все опрошенные сошлись во мнении: детей можно и нужно наказывать, если они себя плохо ведут. Таково было мнение детей. Плохое поведение по мнению ребят значит – нарушение правил поведения принятых дома, в школе, общественных местах. Сегодня поговорим как нужно наказывать детей. Конечно, в воспитании необходимо использовать разные методы: помощь, стимулирование самостоятельности, беседа, безмолвное вразумление, наказание…Но всегда нужно помнить: с какой целью вы это делаете? Руководит ли Вами любовь к своему ребенку? Желание научить его брать ответственность, делать правильный выбор? Или в основе ваших действий страхи, привычки, жажда власти и удобства?
Наказание означает дать наказ, научить. Но не в угоду родительским установкам, а для того, чтобы наказание помогло остановиться, задуматься и раскаяться в плохом поступке. Здесь необходимы твердость, верность своему слову, последовательность, спокойствие, обсуждение поступка. Если родители терпят «выходки» ребенка, потом, не выдерживая, выплескивают на него весь гнев, это не наказание, а эмоциональная реакция родителей, которая не позволяет осознать детям, в чём их вина. Если взрослые, наказывая ребенка, говорят: «Ты же знаешь, я здесь главный, как скажу, так и будет» – это тоже сомнительный путь, так как здесь наказание будет не для пользы ребенка, а ради удовлетворения тщеславия родителей («Я наказываю, чтобы доказать свою значимость, а не чтобы научить тебя чему-то важному»).
Часто бывают и такие случаи: родители наказывают за нечаянные проступки, вместо того, чтобы позволить всё исправить. Ребенок разлил чай – ставят в угол или отправляют в свою комнату, а не дают тряпку в руки для уборки за собой.
Если родители шли на поводу у ребенка, но потом «взялись за ум» и начали ставить «рамки» в поведении своего ребенка, не нужно думать, что он воспримет это с радостью. Он будет сопротивляться, капризничать, манипулировать вами. Это не должно Вас пугать. Практически никто из людей не воспринимает наказание с радостью. Тем более дети. В воспитании главное – последовательность. Из того же опроса, особенно подростки говорят о том, что чаще всего родители наказывают и поощряют детей за одно и тоже. При такой системе воспитания дети слушаться никогда не будут, так как им не понятно, что им «будет» за тот или иной поступок – поощрение или наказание. Пример, что называется «от фонаря»: вы купили продукты для ужина, несете их домой и думаете: «Что сейчас будет? Выбросят все в ведро или обрадуются покупке?» Что чувствуете? Страх!!! И дети ваши испытывают страх не от наказания, а от неизвестности. Это кстати нарушает у детей развитие самостоятельности.
Обобщая сказанное о наказаниях, можно выделить следующие правила:
1. Наказывать только за осознанное нарушение правил поведения; объяснив, за что наказали
2. Вначале установить границы, потом требовать. Хорошо, когда удается предупреждением предотвратить наказание;
3. Всегда помнить цель наказания: помочь своему ребенку стать дисциплинированным и ответственным;
4. Наказывать нужно без злобы, сохраняя решительность и уверенность, спокойствие и самообладание;
5. Когда конфликт себя исчерпал, нужно утешить своего ребенка, сказать, что любите его;
6. Не требовать невозможного: наказывать, если уверены, что ребенок в состоянии выполнить ваши требования. Нельзя наказывать за отметки в школе, если ребенку не дается учеба в силу объективных причин, за мокрую постель (энурез) и т.д.
Помните, что каждый возраст ставит свои задачи в воспитании.
В следующей статье я расскажу, как наказывать (ставить ограничения) по возрастам: от рождения до одиннадцати и дальше. Подписывайтесь на канал чтобы ничего не пропустить. Спасибо.