Найти в Дзене

Результаты кризиса трех лет. Продолжение

Сегодня я хочу продолжить разговор о таком важном событии в жизни ребенка, как кризис трех лет. В прошлый раз я уже рассказывала о негативизме у детей — одном из признаков кризиса. Кроме него кризис трех лет проявляется еще несколькими признаками. Один из них — это обесценивание. Проявляется обесценивание как в речи, так и в действиях. В активной речи ребенка появляются слова «плохой», «нехороший», а так же угрозы. Ребенок запросто может сказать, что мама плохая, что она не любит, плохо любит. Ребенок может угрожать, что сейчас ударит, не переходя при этом к действиям. Достается и игрушкам. Все, чем ребенок раньше с удовольствием играл, может быть брошено, выкинуто, испорчено. Иногда малыш берет игрушку, казалось бы с добрыми намерениями, сидит играет, катает машинки и мячики, и вдруг бросает, бьет об пол и стены так, чтобы сломать ее. Ребенку перестает нравиться привычный образ жизни. Если у вас был налажен режим дня, то с приходом кризиса, ребенок протестует против него. Протес

https://i.pinimg.com/564x/0b/f3/2f/0bf32f905d885cf9562357ba58c02d73.jpg
https://i.pinimg.com/564x/0b/f3/2f/0bf32f905d885cf9562357ba58c02d73.jpg

Сегодня я хочу продолжить разговор о таком важном событии в жизни ребенка, как кризис трех лет. В прошлый раз я уже рассказывала о негативизме у детей — одном из признаков кризиса. Кроме него кризис трех лет проявляется еще несколькими признаками.

Один из них — это обесценивание. Проявляется обесценивание как в речи, так и в действиях. В активной речи ребенка появляются слова «плохой», «нехороший», а так же угрозы. Ребенок запросто может сказать, что мама плохая, что она не любит, плохо любит. Ребенок может угрожать, что сейчас ударит, не переходя при этом к действиям.

Достается и игрушкам. Все, чем ребенок раньше с удовольствием играл, может быть брошено, выкинуто, испорчено. Иногда малыш берет игрушку, казалось бы с добрыми намерениями, сидит играет, катает машинки и мячики, и вдруг бросает, бьет об пол и стены так, чтобы сломать ее.

Ребенку перестает нравиться привычный образ жизни. Если у вас был налажен режим дня, то с приходом кризиса, ребенок протестует против него. Протест рука об руку идет с возросшим упрямством. Упрямство — это любые реакции ребенка, которые связаны не с тем, что ему чего-то очень хочется, а с тем, чего он потребовал.

Обычно в таких ситуациях я не предлагаю сыну выбор (особенно если его нет). Просто ставлю чашку с напитком на стол и ухожу. Когда объект для требований с поля игры сына уходит, он выпивает все, что было налито без возражений.

Игнорирование — неплохой способ уйти от конфликта с ребенком, но только в случае, если он работает.

Если в доме есть другие дети или ожидается их появление, очень часто ребенок становится ревнивым и даже деспотичным. Ревность проявляется больше по отношению к близким родственникам и особенно к маме. Ребенок может требовать, чтобы его кормили, как младшего, укладывали спать, качали на ручках, катали в коляске и т.п. Может быть и наоборот, ребенок не воспринимает братьев или сестер, как членов семьи, они для него становятся бесправными, а жизнь взрослых обязана крутиться только вокруг него.

Не получая большего внимания, ребенок может проявлять деспотизм и агрессию как к маме, так и к другим детям в семье.

Будьте готовы к тому, что ребенок начнет диктовать вам условия и будет указывать, что и как вам нужно делать. Могут быть моменты, когда ребенку хочется играть только с папой, при этом он будет всячески выгонять маму и не позволит даже на метр приблизится.

Как и в кризисе первого года, у ребенка очень возрастает самостоятельность. Еще больше ему хочется делать все, как взрослые. Однако, самостоятельность касается тех сфер жизни, которые по-прежнему не доступны ребенку по силам. Малышу хочется готовить кашу на плите, резать ножом овощи, пользоваться настоящими инструментами и бытовой техникой. Это стремление и порождает массу конфликтов, т.к. объяснить ребенку, что это опасно, как правило, невозможно.

Ребенок по-прежнему проверяет границы дозволенного, наблюдает и делает выводы. По-прежнему испытывает терпение взрослого и бороться с этим бесполезно.

Результаты кризиса

Любой кризисный момент в развитии ребенка заканчивается появлением чего-то нового или заменой старых отношений. Самым главным новообразованием кризиса трех лет является формирование нового чувства — собственного Я. Все чаще в речи ребенка появляются: «Я», «Я сам!», «Мое!». Ребенок реже называет себя по имени, заменяя местоимением «я». У ребенка формируется новое отношение к себе, он осознает себя, как отдельного человека, которому присущи желания и чувства.

Для ребенка важно, чтобы окружающие взрослые серьезно относились к его самостоятельности. Это формирует самолюбие. Без самолюбия невозможно саморазвитие.

Бунты и протесты ребенка — это начало формирования его воли.

Трехлетнему ребенку вполне по силам быть настойчивым и добиваться результата. Приведу пример на своем сыне. Он очень любит рисовать, и часто мы рисуем обычным белым мелом на комбинированной доске. Иногда он пытается что-то нарисовать, но у него не получается. Конечно, проще сделать за него, но я всегда учу сына не бросать начатое, а звать на помощь, если не получается. Когда он зовет меня помочь, я всегда спрашиваю, что не получается, и предлагаю попробовать еще раз. Всегда напутствую ободряющими словами: «Попробуй сам, не торопись — у тебя получится». В таком случае радости за свой успех и похвалу от взрослого гораздо больше, чем если бы все сделали за него.

С большей вероятностью нам, родителям, хотелось бы, чтобы кризис миновал наших детей. Но это невозможно. Через кризис проходят все дети и родители, т.к. его значение для развития личности ребенка очень велико.

Всем родителям нужно понимать, почему ребенок вдруг стал неуправляемым, откуда эти бесконечные истерики, слезы по пустякам, бунты и протесты. Однако, понимать механизм кризиса трех лет и жить в состоянии длительной войны с ребенком — это разные вещи. Просто понимания и терпения становится недостаточно.