Предпосылки во время советско-финской войны
Начальник группы отделов Научно-испытательного института ВВС генерал С. А. Данилин, решил выяснить, можно ли создать РЛС для самолётов. Он был впечатлён работой наземной РЛС ПВО "Редут" (РУС-2), которая могла обнаруживать самолёты противника на ближних подступах. В НИИ ответили на запрос и сказали, что спроектировать подобную РЛС возможно и принялись за работу.
Руководил разработкой проекта под кодовым названием "Гнейс-1" А. Б. Слепушкин. НИИ ВВС, выдвинули необходимые минимальные требования для будущих РЛС. Дальность обнаружения 4-5 км, зона обнаружения в горизонтальной плоскости наведения 120°, в вертикальной - порядка 90°. Далее, был разработан радар, который весил 500 кг. Основными элементами РЛС являлись генераторные лампы-клистроны, сантиметрового диапазона. Данные лампы в ходе испытаний были израсходованы, а новые негде было взять. В начале войны, многие предприятия были эвакуированы на восток, вглубь страны. Большинство различных НИИ, были разбросаны по разным предприятиям, специалистов распределяли также, в их число попало и НИИ-9, которое могло разрабатывать необходимые лампы. В дальнейшем оно прекратило своё существование.
Дальнейшая версия РЛС была названа "Гнейс-2", руководил проектом В. В. Тихомиров. Данная РЛС работала по принципу электронно-лучевой трубки, которая позволяла наглядно определить расстояние до цели и её расположение в пространстве. Также участвовали в разработке А. Б. Слепушкин и Р. С. Буданов, а курировал проект от НИИ ВВС, военный инженер Е. С. Штейн. В итоге к концу 42-го года, собрали опытный "лётный" образец РЛС "Гнейс-2". С мощностью излучения 10 кВт, работающей на волне длиной 1,5.
Так как, данную систему было невозможно разместить на одномоторные истребители, предложение поступило от лётчика испытателя НИИ ВВС С. Супруна, который посоветовал ставить данную систему на бомбардировщики Пе-2. Это действительно представлялось возможным, потому что в данном типе самолёта, помимо штурмана, можно было поместить оператора РЛС, который в дальнейшем мог давать нужные координаты пилоту.
Метод работы РЛС
Особенностью работы "Гнейс-2", была в том, что ей приходилось работать в паре с наземными радарами. Так предполагалось после непродолжительных учений, проведённых под Ленинградом в мае 1943 г. После наведения наземной РЛС дальнего обнаружения "Редут", передавалось информация, о местонахождении вражеского самолёта. Таким образом, истребители Пе-3, уже в своём диапазоне в 3500 м, могли находить цель и атаковать её.
Количество и характеристики "Гнейс-2"
● Начало производства: 1942 год.
● Число произведённых РЛС: 230 штук.
● Диапазон частот: 200 МГц.
● Частота импульсов: 900 Гц.
● Длительность импульса: 2—2,5 мкс.
● Макс. дальность: 3,5 км.
● Пиковая мощность: 10 кВт.
● Точность по азимуту±5°.
● Минимальная высота действия без помех: 2000 м.
Испытания и применение на передовой
Первые партии самолётов снабжённых РЛС "Гнейс-2", передали в ПВО, Москвы, в конце 1942 г, примерно было оборудовано 15 самолётов Пе-2 и Пе-3. После, несколько "пешек" были переброшены под Сталинград, для обнаружения транспортных самолётов нацистов, снабжавших окружённую армию Паулюса.
Параллельно, проводились и другие испытания "Гнейс-2", на истребителе Пе-3 в НИИ ВВС. Поставленная задача, заключалась в следующем, использовать рациональную тактику авиационных и наземных РЛС "Пегматит", с дальностью действия в 100 км. Так как действовать одновременно данные РЛС не могли, то предполагалось, что наземный радар, будет обнаруживать авиацию противника и после передавать информацию для истребителей в небе, также имеющих РЛС на борту. На деле, оказалось, чтобы вывести точно истребитель в заднюю полусферу самолёта противника, необходимо было обладать высокой подготовкой взаимодействия пилотов и операторов РЛС. Есть даже выводы комиссии об испытаниях, в которых говорилось: "...решающее значение имеет уровень подготовки операторов наведения..."
По итогам ГКО, выпустило постановление от 16 июня 1943 г. принять на вооружение станцию "Гнейс-2", тут же НИИ поручили изготовить большую партию РЛС, а с востока начали возвращать эвакуированный институт со всем заделом аппаратуры. На базе НИИ ВВС, сформировали бригаду специалистов во главе В. В. Тихомирова, которые начали сборку и настройку новеньких станций РЛС.
Недостатки
Военным к середине 1943 года, не понравилось использование "Гнейс-2" на самолётах серии Петлякова. Основными недостатками, стали: экипаж в два человека (оператор РЛС и пилот), хотя требовался штурман, которого не представлялось возможным, разместить, в и так тесной "пешке"; вооружение было слабым для истребителя, а оборонительное вооружение отсутствовало. После анализа претензий военных, инженеры пришли к выводу, что необходим другой самолёт, который сможет решить ряд этих недостатков. Таким самолётом оказался истребитель А-20G "Дуглас", из которых сформировали два полка ночных тяжёлых истребителей. Но это уже другая история...
Читайте также интересные исторические статьи на моём канале:
Ставьте лайки, подписывайтесь на канал. Спасибо, что дочитали эту историческую статью. Удачи Вам!