А жизнь-то налаживается! Это крылатое выражение просится на язык, когда по истечении длительного времени натыкаешься на упоминание очередной годовщины программы, анонсированной государством, и видишь реальные результаты её исполнения на нынешний момент.
Я говорю о программе «Доступная среда». Наглядные положительные факты — это и создание удобной для всех (в том числе для людей с ограниченными возможностями и для пенсионеров) инфраструктуры в населённых пунктах; и менее бюрократизированные формы предоставления инвалидам услуг как в медицине, так и в плане обеспечения техническими средствами реабилитации (в частности, речь об изменениях, внесённых в деятельность МСЭ (Медико-социальная экспертиза).
Дело в том, что Минтруда и соцзащиты РФ выложило для общественного обсуждения обновленную версию программы «Доступная среда» с намерением продлить её функционирование вплоть до 2025 года. В этой версии акцент делается на трёх основных составляющих: доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, совершенствование системы комплексной реабилитации и абилитации и качественное улучшение государственной системы МСЭ.
К примеру, инклюзивное обучение включает в себя сразу целый комплекс мер. Это и создание специальных транспортных средств доставки инвалида в учебное заведение, оборудование школ, колледжей и т. п. пандусами, подъёмниками, обеспечение необходимой спецлитературой и учебными пособиями «особенного» ученика и получившего дополнительное специальное образование учителя (тьютера). Даже только эта форма обучения требует немалых средств.
На создание условий комфортной среды для людей с ограниченными возможностями за восемь лет только из федерального бюджета было выделено 10,5 миллиарда рублей (плюс средства муниципалитетов). Пилотный запуск программы «Доступная среда» состоялся в 2011 году. Причём, если для её реализации в 2013 году в ней были задействованы только 12 регионов, то с 2014 года — уже 75, в 2018 году — 81 регион.
Казалось бы, пересмотрев такую оптимистичную статистику, остаётся только радоваться столь благостной картине. Однако достаточно глянуть новостные СМИ, включить интернет, прочитать газету или мне, как инвалиду, проживающему в г. Тольятти, попытаться вызвать социальное такси с подъёмником для поездки в медучреждение, — мгновенно нарываешься на «правду жизни», которая выражается в некотором диссонансе с официальной статисткой. Вот, например, девушку из Дубны с неизлечимой болезнью по достижении совершеннолетия лишают инвалидности, а инвалидов Самары лишили пляжного сезона-2019, или в Костроме воина-«афганца» гнобят за подъёмник в подъезде, а я до сих пор пока не имею возможности заказать социальное такси …
Приводя эти примеры, я ни в коем случае не хочу сказать, что статистика эффективности программы «Доступная среда» преувеличена — вовсе нет. Я о том, что даже после восьми лет проделанной, профинансированной и, главное, задуманной государством сложнейшей работы, осталась уйма нерешённых проблем в жизни людей с ограниченными возможностями. Более того, такие проблемы будут перманентно возникать вновь. Именно в этом, наверно, и заключается смысл продления обновлённого варианта программы «Доступная среда» до 2025 года.
Автор статьи: Захаров Олег
инвалид-колясочник