Найти тему
Искатель Пути

Отношение к истории. Китай vs Россия.

Отношение жителей Китая к своей Истории - совсем не похожа на отношение Россиян к своей. Как по мне, Китайский подход значительно предпочтительнее, чем наш, и я хочу рассказать почему. Речь пойдет именно об истории, а не об антиквариате или древностях.

Но, для начала, давайте рассмотрим, как к Истории относятся у нас, в России. К сожалению, наше отношение (наше, как народа, а не как каждого в отдельности!) к истории выражается фразой из Интернационала. "Весь мир насилья мы разрушим, до основания, а затем...". И вот "затем" уже который раз наш народ ждет светлого будущего. Так было, когда "крестили" Русь, уничтожая все до чего могли дотянуться, что напоминало о жизни "до", так было, судя по всему, при восшествии на престол Романовых, так было в 1917м, и совсем недавно, после развала СССР.

Китай 20 века и Китай 21го - большая разница. Но памятники не переделывают и уважают везде.
Китай 20 века и Китай 21го - большая разница. Но памятники не переделывают и уважают везде.

Почему-то, наш народ очень вдохновляется, когда ему говорят "круши" по отношению к тому, что было до какого-то события. И тут же начинается переименовывание улиц, снос памятников и/или святилищ, переписывание истории. На мой взгляд, от этого наша страна очень сильно страдает. Кроме того, археология в России словно боится откопать "что-то не то". Нет ни масштабных исследовательских экспедиций, ни грантов, и зачастую то, что откапывают наши археологи, они... буквально закапывают обратно! Они словно опасаются выкопать нечто, что будет противоречить одной из многих переделок нашей истории. "А как иначе?" спросите вы. А я отвечу - "так, как в Китае".

Китай и Россия во многом похожи. Обе эти страны большие, в обоих живет очень много национальностей, которые, в разные периоды своей истории, бывало, враждовали с Ханьцами (основная народность Китая - Хань).

Монастырь на территории континентального Китая, построенный в стиле Тибетцев в знак примирения народов после присоединения Тибета к Китаю в 17 веке.
Монастырь на территории континентального Китая, построенный в стиле Тибетцев в знак примирения народов после присоединения Тибета к Китаю в 17 веке.

История Китая - одна из немногих на земном шаре непрерывных историй, то есть в ней нет периодов, когда она начиналась заново. Это заложено с древнейших времен, еще Конфуций говорил о том, что народ, не помнящий своего прошлого, лишен будущего. А Лао Цзы, основатель Даосизма, работал смотрителем архивов, то есть как раз хранил историю! Китай переживал очень много политических потрясений и смен власти. Порой, власть в Китае старалась уничтожить всё, что было до нее. Первый человек, объединивший Китай - Цынь Чи ХуанДи, приказывал уничтожить все письменные источники, существовавшие до него. Когда в Китай пришли Христианские миссии, они дружно начали заниматься скупкой всех древних источников и целью их немедленного уничтожения. Во времена "культурной революции" люди с "красными книжками" носились по стране, как чума, закрывая монастыри, избивая монахов, заставляя традиционных лекарей отказываться от практики. Всё это было. Но китайский народ ни разу не дал осуществить ни один из намечавшихся "культурных геноцидов". Китай все это пережил и остался Китаем.

Китай...
Китай...

Кроме того, Китай так же пережил и появление на своей территории новых религий. Истинно Китайская религия - Даосизм. Это, в общем-то, язычество. Кстати, у Даосизма очень и очень много общего со Славянской верой, но об этом я как-нибудь напишу отдельно. Из других стран в Китай пришел Буддизм - религия иная. Но Буддизм пришел не как Христианство на Русь, выжигая свой путь, а мягко, не замещая Даосизм, а дополняя его и многое заимствуя и давая взамен обратно. В Китае так же есть и мусульманство и христианство, но эти религии издавна достаточно жестко ограничивались, как раз таки из-за своей агрессивности.

Вообще, основная черта Китая, по отношению к истории - это ее уважение, даже к истории, создававшейся совсем иными по мировоззрению людьми. Допустим, известный факт, что Мао Цзедун в своих речах чаще цитировал Конфуция, чем Ленина или Маркса, хотя Конфуций был философом Феодальной эпохи. Сейчас среди улиц разных городов Китая, можно встретить улицы имени Чана Кай Ши, а ведь он - основной противник Мао Цзедуна. Но в Китае признают, что Чан очень и очень помог в освобождении Китая от Японцев. В Пекине есть и улица и станция метро, названная именем императрицы ЦыСи, и компартия не имела и не имеет ничего против, потому что это - история.

Конфуций, который всегда выступал за бережное отношение к истории
Конфуций, который всегда выступал за бережное отношение к истории

В Китае издавна не воспринимают историю как черно-белую. В истории нет ничего абсолютно негативного, как нет ничего и абсолютно позитивного. И Китай, в отличие от России, это понимает, и не старается уничтожить и забыть свою историю. История, что бы в ней не происходило, приводит народ и страну к современности, и ее не надо ни забывать ни стараться уничтожить, наоборот, ее надо стараться сохранить. И такое отношение к истории в Китае издавна. Тут существовали "храмы предков", в которых отдавали дань уважения всем правителям Китая, начиная с практически доисторических "Трех Августейших и Пяти Императоров", которые, один за другим, правили еще до появления первой Династии - Ся. В таких храмах стоят таблички с именами всех правителей - любимых народом, ненавидимых народом, иноземных захватчиков (допустим, Ченгиз Хан там тоже есть), абсолютно всех. Потому что важно помнить историю, а не создавать ее в угоду себе. И в Китае это понимали всегда и понимают сейчас.

И этому надо нам учиться у Китая. У нас как - Николай вротой - то враг, память о котором надо уничтожить, то святой. Сталин - то герой, про которому рыдает вся страна, то изверг, отправивший на смерть 100 миллионов человек. Давно надо понять, что оба они - правители нашей страны, которые сделали как хорошее, так и плохое, ведь они люди. Но они люди, влиявшие на историю и не надо о них забывать, и не важно, что современные правители следуют другими путями. И не надо их воспринимать, святыми или злодеями, они просто люди. И надо перестать переименовывать улицы. Улицы - это тоже история. Нельзя ее переписывать раз за разом. В какой-то момент надо сказать "нет" и прекратить этот дурной процесс.

Буду рад лайку и подписке от вас, уважаемые читатели.