Найти тему
Let's go to Croatia!

Как развивался театр и балет в Хорватии?

Оглавление

Как развивалась культурная жизнь в Хорватии? В этой статье в узнаете путь становления, а также внедрение в народные массы таких культурных мероприятий как театр и балет.

https://www.pinterest.ru/pin/781867185283733206/?nic=1
https://www.pinterest.ru/pin/781867185283733206/?nic=1

Театр

Самыми ранними примерами театральной жизни в Хорватии, как и в других западных странах, были литургические драмы на латыни. Однако светский театр появился еще в начале 14 века в Дубровнике, и в течение следующих столетий превратился в ведущий театральный центр с самой крупнейшей хорватской сценой. Своего расцвета он достиг в высокоразвитых театральных формах XVI и XVII веков, в которых доминировали оригинальные комедийные театральные произведения Марина Држича, и различные драматические формы барочного характера (Иван Гундулич и Юний Палмотич).

Это была эпоха, во время которой другие хорватские центры с энтузиазмом присоединились к театральной жизни, например в Далмации (Хвар и Задар) или внутри страны (Загреб, Вараждин и Осиек), где в основном играли школьные постановки иезуитов, а представления постепенно перемещались из общественных зданий в театры. В 1834 году на площади Святого Марка в Загребе открылся театр, который в эпоху Возрождения, благодаря усилиям Димитрия Деметра, начал постепенно организовывать хорватскую профессиональную театральную жизнь. Первое представление на хорватском языке (Юран-и-София, Иван Кукулевич Сакчинский) было поставлено в 1840 году, а первая опера (Любовь и злоба, Ватрослав Лисинский) - в 1846 году.

До 1860 года немецкие театральные коллективы продолжали выступать вместе со своими хорватскими коллегами, но после официальной институционализации национального театра в 1861 году, в августе следующего десятилетия Шеноа, как художественный руководитель, переориентировал репертуар на славянских и романских авторов. В конце 19 века Степан Милетич стал руководителем театра. Приобретя опыт изучения европейской сцены, он привёз его на родину, проводя реформы, которые стали важным импульсом в развитии современного хорватского театра.

В период между двумя мировыми войнами политическое вмешательство затронуло все театральные проблемы. Однако под руководством Юлии Бенешича в 1920-х годах, режиссера Бранко Гавеллы и сценографа Любо Бабича Загребский театр достиг высокого уровня художественного исполнения, а другим хорватским театрам удалось сохранить свою независимость.

После 1945 года был создан ряд новых профессиональных театров, а любительские театры также получили поддержку, став с момента основания экспериментального студенческого театра полигоном для альтернативных и авангардных спектаклей. Фестивали Дубровникского летнего театра Ambient Theatre (с 1950 года) и Split Summer Festival (с 1954 года), благодаря своему международному колориту, способствовали утверждению национального театра за рубежом.

В 1954 году начал свою деятельность драматический театр имени Гавеллы. Это положило начало плюрализму на национальной культурной арене, проявившемуся в репертуаре, постановке и других организационных аспектах. Новые сцены (Театр в Загребе), за которыми следует серия независимых, и любительских групп, продвигающих широкий спектр театральных форм (Театр у гостимы, Истриони, Поздрави, Кокколембо, Кугла-Глумиште, Монтажстрой), фестиваль Малого театра (Риека), детский фестиваль (Шибеник), ПИФ (международный кукольный фестиваль в Загребе), а также Евроказ (фестиваль авангарда и экспериментального театра). Поскольку мультикультурализм в Загребе позволил реализовать реальный репертуар, - мультипликаторный театр Театр Улисса, основанный в 2001 году, также занимает популярное место на театральной сцене, так как стремится совместить великие произведения мировой драмы с уникальной обстановкой острова Мали Бриджун.

Балет

Начало балетной традиции восходит к загребскому театру в середине 19-го века, но приход русской балерины, учителя и хореографа Маргариты Фроман в 1921 году положил начало новому этапу развития. Из ее школы вышло множество замечательных танцоров и хореографов, среди которых Миа Чорак-Славенска, Ана Рое, Оскар Хармош и Соня Кастль. Школа классического балета была основана в Загребе в 1949 году. Во второй половине 20-го века балетное искусство отмечали Весна Буторац-Блаче, Ирена Пасарич, Альмира Османович, Динко Богданич и Томислав Петранович, в частности Милко Шпаремблек, который танцевал в балетах Мориса Беярта в балетной труппе XX века в Нью-Йорке, Лиссабоне и был директором театрального оркестра.

Современный хорватский танец развивался параллельно с появлением различных направлений в Европе. С конца 1920-х годов в Загребе действовали следующие организации: Мерседес Гориц-Павелич, Мирьяна Драгана Яначек, основавшая свою школу танцев Айседоры Дункан и Ана Малетич, ученицы школы Рудольфа Лабана. В этих школах воспитаны поколения танцоров, среди которых одни из основателей или членов самых известных ансамблей современного танца - Студия современного танца, Камерный ансамбль свободного танца и Загребский ансамбль танца. Сегодня танцевальная сцена очень активна, и главную роль в ней играет международный фестиваль своременного танца, который проводится в Загребе с 1984 года.