Первая страница. От нее зависит, сможете ли вы заинтересовать читателя и будет ли он книгу покупать? Может быть, наш роман – шедевр. Но если с первых строчек мы не создаем интригу, не показываем действие – то рискуем потерять читателя. Не все читают дальше первой страницы. А некоторые и дальше первого абзаца.
Специально для этой статьи я пошел на писательскую платформу и открыл четыре фэнтези из ТОП'а.
Посмотрите первый пример:
Сложно воспринимать «низко стелящегося», потом читаем «над темной ПОЧТИ черной водой», чувствуется неопределенность и представляется неоднозначно. Гораздо сильнее, если сказать «над темной водой». Звучит легко и понятно. Вступление сложное: начало про туман, потом описание, над чем он стелется, а потом переход на корабль.
Канцелярит: соотнес, однако, несоответствия.
А потом перечисления действий: плеск воды, скрип и прочее.
Это скучно. Описания перегружены, сложны, при этом ничего толком не происходит. Роджер Желязны и не только давал советы в своей книге, что детали нужно вносить постепенно.
Смотрим дальше:
Тут лучше, чем первый вариант. Но реплика звучит искусственно, вряд ли подросток (я так думаю) стал бы подробно рассказывать в своем злорадстве о том, кто должен обломится и какие буду последствия. Люди так не говорят, скорее он сказал бы: "Любишь со старшими спорить, сестренка? Пользуйся теперь этим старьем!"
При этом начало все равно неудачное, даже если поправить реплику. Возможно это важно для дальнейшей истории, но далеко не факт, что читатель туда дойдет.
Третий вариант:
Зазывала, заунывно, заявил. Плохое соседство. Читателю на первой странице без разницы, что это за торговый перекресток и какими водопадами обрамлен. Кстати, тут читается тоже непросто, виной этому в том числе и страдательный залог.
Отдельный момент: в них сплошные нисходящие белесые потоки с частыми черными вкраплениями.
На мой взгляд, не нужно. В принципе читателю это сейчас не нужно. Потом, когда начнет познавать мир, эти детали легонько надо донести, но не сейчас. А такие сложные конструкции нужно упрощать, либо заменять метафорой.
И последний пример:
Из четырех примеров тут самое удачное начало. Есть вопрос, который наводит легкую интригу. Но если бы автор написал о девиантном поведении ребенка, а штатному психологу здесь и сейчас нужно было бы принять решение – читатель бы уже вряд ли ушел.
А философия отлично бы легка на следующую страницу.
Подведем итог.
Как не потерять читателя:
- Заинтересовать читателя в первом абзаце(в идеале – первой строчкой, в худшем случае – с первой страницы)
- Никаких описаний местности или персонажа, все это позже и в разумной дозировке
- С первой строчки нужны действия, интрига
Теперь удачный пример для понимания:
Есть еще удачнее, книгу не помню, напишу по памяти:
– Неприятно, когда в тебя целятся из пистолета. Особенно, если это твой лучший друг.
Практически любое начало можно переделать в таком ключе и повысить свои шансы найти новых читателей.