Найти тему
Записки фотографа

"Психологический портрет". Людмила Федорова.

Добрый вечер, мои дорогие читатели!
Сегодня в гостях у нас Людмила Федорова!

Фото из личного архива Людмилы Федоровой
Фото из личного архива Людмилы Федоровой

Расскажите, пожалуйста, нашим читателям о том, чем вы занимаетесь.

"Здравствуйте! Я режиссер и педагог театра кукол.

Чем я занимаюсь? Это очень трудоёмкий процесс, но я попытаюсь объяснить в двух словах. Я нахожу интересные истории, нахожу команду (художника, композитора, технолога по куклам), потом мы вместе придумываем "мир", а потом пытаемся его воплотить в театре. Актеры в неживую материю (куклу) вдыхают жизнь. Потом мы делимся созданным "миром" со зрителями. Так рождается спектакль. И очень приятно видеть, как радуются подобным историям дети, как на суровых, умудренных житейским опытом лицах взрослых появляется улыбка.

Потому что все мы — из детства."

Спектакль "Сказка о рыбаке и рыбке", художник - Андрей Запорожский
Спектакль "Сказка о рыбаке и рыбке", художник - Андрей Запорожский

Как вы совмещаете свою деятельность и семейные отношения?

"Это очень волнующий меня вопрос.

Дело в том, что на данном этапе своей жизни, я всё время нахожусь в разъездах. Я живу на чемодане. Меня приглашают в разные города нашей необъятной России (крайними городами пока были Калининград и Благовещенск). Часто бываю на постановках и в Хорватии. Думаю, многим такой стиль жизни может показаться ненормальным. И не каждый мужчина смог бы смириться с тем, что его вторая половина не рядом. К счастью, мой молодой человек понимает меня. По крайней мере, мне хочется так думать. Может быть, потому что он сам работает в театре и знает, что театр — это диагноз. Он — актер и сам часто оказывается на гастролях. Поэтому пока мы составляем графики наших встреч, иногда (если расстояния очень большие) не видимся больше месяца. Порой бывает, что находим пару дней, когда оба свободны, и тогда уже мчим навстречу друг к другу.

Тяжело? Иногда — невыносимо... Но мы не сдаемся. Зато каждый день, проведенный вместе, - незабываем. Потому что мы ждём эти дни, мы внутренне готовимся к ним, настраиваем себя друг на друга.

А еще есть родные, с которыми хочется быть чаще и отдавать им больше своего внимания. Поэтому, как только я возвращаюсь домой с постановки, я стараюсь это восполнить. Не всегда, к сожалению, получается... Надеюсь, что и они меня понимают и принимают ситуацию."

Фото из личного архива Людмилы Федоровой
Фото из личного архива Людмилы Федоровой

Как вы стали тем кем стали? Предыстория.

"Вроде вся история тянется с детства.

В 9 лет пошла в театральную студию (театр-студия "Муравейник", руководитель Л.А.Владимирова). Но поступать планировала в ИНЖЕКОН, училась в школе хорошо, и никто даже не предполагал, что буду пробовать в Театральный. Мой педагог Лидия Александровна подготовила меня к турам. Пробовалась и на драматический факультет, но провалилась. Я попала на факультет театра кукол — за что спасибо моему мастеру Николаю Петровичу Наумову, который поверил в меня и взял к себе на обучение. За 5 лет учебы я так полюбила кукол, что уже больше 10 лет работаю с ними."

Спектакль "Федорино горе", художник - Наталья Бурнос
Спектакль "Федорино горе", художник - Наталья Бурнос

В чем заключается именно ваша миссия и что вы можете дать людям?

"Миссия — конечно, очень громкое слово...

Не знаю, могу ли я, имею ли право сказать, что я выполняю такую-то миссию... Хотя я часто задумываюсь над тем, для чего всё это нужно. Чем бы я могла еще заниматься? Выбрала ли я профессию или она выбрала меня? Просто я делаю то, что люблю. И я стараюсь это делать максимально честно. Получается у меня или нет, наверное, покажет только время.

Мне верится, что люди так или иначе нужны другу другу, чтобы помогать. Чтобы легче справляться с трудностями, которые бывают в жизни каждого. Когда я делаю спектакль для детей, разве я не могу не думать, как он отразиться на них? Я обязана думать об этом и я думаю об этом. Я стараюсь, чтобы темы, которые мы поднимаем в спектакле, имели непосредственное отношение к детям. А их так много...

Ребенок и окружающий его мир — это ведь такая бездонная тема. И он остается один на один с этим непонятным, порой очень агрессивным миром. Поэтому мы стараемся говорить с ребенком на равных, объяснить ему, что со многим можно справиться, что он не один. Конечно, всё это через игру, через фантазию, исподволь.

Также для меня очень важно, чтобы спектакль был интересен и взрослым, чтобы родители не сидели в телефонах, пока их чадо смотрит спектакль (к сожалению, это частое явление), а был включен в действие. Когда я вижу, как улыбается взрослый, мое сердце радуется. Мне кажется, в этот момент родители так близки со своими детьми.

Спектакль "Слонёнок", художник - Юлия Астапович
Спектакль "Слонёнок", художник - Юлия Астапович

Каким вы представляете свой путь развития? Планируете ли вы свое будущее? Кем вы будете через 5 лет?

"Как говорится: "Хочешь насмешить Бога — расскажи ему о своих планах".

Конечно, планы есть. Я буду верить и надеяться, что всё получиться. Что будут силы, время и терпение на Всё! Но будет так — как будет.

Иногда мне кажется, что жизнь умнее нас и, даже если она преподносит трудности, то зачем-то. Чтобы что-то понять, переосмыслить, перезагрузиться.

Пока я буду мечтать. Я мечтаю о своем театре. О том, что у меня будет своя команда. Что мы будем много работать, путешествовать и делиться своим творчеством. И это — одна из многих моих мечт. Остальные оставлю неозвученными."

Фото из личного архива Людмилы Федоровой
Фото из личного архива Людмилы Федоровой

Опишите свои основные достижения и заслуги.

"Себя оценивать очень сложно. Но попытаюсь.

Считаю достижением то, что занимаюсь любимым делом. Если ребенок смотрит завороженно на сцену — для меня это большая победа, потому как театру сейчас очень сложно тягаться с кино индустрией и другими развлекательными сферами. Горжусь и радуюсь, когда приходится работать с прекрасными художниками и композиторами. Я очень многому у них учусь.

Наши спектакли не раз участвовали в российских и международных фестивалях и не раз становились победителями в той или иной номинации."

Бывают ли у вас завистники или недоброжелатели? И как вы к ним относитесь?

Сначала переговоры ведутся с директором театра, который приглашает на постановку. Мы оговариваем с ним все вопросы — организационные, творческие, финансовые и т.д. Потом я нахожу творческую команду, с которой мы будем придумывать, создавать спектакль. И с этой идеей спектакля едем в театр, где будем воплощать ее в жизнь с работниками и актерами этого театра. И с этого момента все становятся участниками процесса.

И важен абсолютно каждый. Театр — очень коллективное дело, над спектаклем работает не один десяток человек и мне кажется очень важным, чтобы каждый участник почувствовал, что он — неотъемлемая творческая часть процесса. Поэтому я стараюсь, чтобы никто не был обделён вниманием. Федерико Феллини говорил: "Режиссер — это Колумб, который хочет открыть Америку, а команда хочет домой". К сожалению, иногда случается, что не все участники стопроцентно погружаются в процесс. Могу ли я повлиять на ход событий или изменить их отношение? Только своим примером.

Стараюсь сделать всё зависящее от меня, выдать свой максимум."

Фото из личного архива Людмилы Федоровой. Эскизы Александры Ковальской.
Фото из личного архива Людмилы Федоровой. Эскизы Александры Ковальской.

Что посоветуете тем людям, которые решили уйти с работы и заняться любимым делом? Каких ошибок им можно избежать?

"Заниматься любимым делом — это большое счастье. Ведь если примерно прикинуть, сколько ЛЕТ человек работает, то можно ужаснуться. Это большая часть жизни. А если всё это время он занимается нелюбимым делом? Поэтому если есть точное понимание, чему хочется посвятить своё время, - это здорово!

Только если бояться ошибок — ничего не получится. Ошибки неизбежны. Надо пробовать, ошибаться и пробовать вновь. Конечно, об этом легко говорить и не так легко делать. Тем более, когда мы говорим о фрилансе. Сегодня у тебя есть работа, завтра — нет. И нет никаких гарантий, что она будет постоянно. Это заставляет вести определенный образ жизни, понимать свои финансовые распределения и быть готовым к тому, что придётся импровизировать.

Это уже вопрос выбора."

Бывают ли у вас кризисные времена? Как вы решаете эту проблему?

"Безусловно, кризисные времена бывают.

Невозможно всегда находиться в тонусе, всегда выдавать максимальный результат. Конечно, видеть себя в слабости — мало приятное зрелище. Но никто от этого не застрахован. Тем более, когда мы говорим о творчестве. Хотя мне кажется, что любая работа является творческой. "Иди туда, не зная куда, найди то, не зная что" - это ведь принцип любой творческой работы.

Если с самого начала знаешь, куда идти, каков будет результат — тогда в этом нет никакого открытия. А если "идёшь наощупь" - заблуждения неизбежны. Но незнание и ошибки заставляют мыслить по-другому и иногда возникают абсолютно неожиданные решения.

Главное — не бояться и не паниковать, если такие времена бывают. Надо просто переждать..."

Что для вас является источником вдохновения?

"Природа, пешие прогулки, рассвет, закат, туман, любовь, красивый интерьер, хорошая музыка, искренние отношения между людьми, некоторые книги, кино, доброта."

Фото из личного архива Людмилы Федоровой
Фото из личного архива Людмилы Федоровой

Расскажите самую смешную историю из вашей практики.

"Смешных историй много, сразу и не вспомнить.

В большинстве своём они связаны с моей семьёй. Однажды я играла в танцевальном спектакле, действие происходило в Испании. Фламенко, страсти и т.д. У меня была роль покинутой невесты, соответственно было много патетики, грусти и всего, что может быть связано с испанскими страданиями. В зрительном зале сидели мои родители. После спектакля выяснилось, что папа во время действия так сопереживал мне, что хотел крикнуть из зрительного зала: "Люська, не переживай, всё будет хорошо!" Его порыв еле сдержала мама. Но сдержала. Иначе был бы конфуз."

И в заключении, сделайте небольшое обращение к нашим читателям. Чтобы вы им пожелали на будущее?

"Не бояться ошибаться. Слушать себя, свое сердце, свою интуицию.

Мне кажется, только интуиция может подсказать, как поступить в неясной ситуации и даже сделать, возможно, нелогичный, абсурдный выбор, который впоследствии окажется верным. Надеяться и верить, что в любой ситуации есть выход. Любить. Доверять. И быть благодарным."

Людмила, огромное спасибо за очень интересное интервью! И до новых встреч!

С уважениемм, ваш Владимир Дроздовский!