Всё новое – хорошо забытое старое. На заре самобеглых колясок и самодвижущихся экипажей – то есть чуть больше ста лет назад – за место под солнцем и звонкую монету покупателей сражались как бензиновые, так и их электрические и паровые собратья. И автомобили с ДВС отнюдь не были лидерами этой гонки. На заре двадцатого столетия автомобили с бензиновыми двигателями были крайне ненадежными, неудобными в эксплуатации и маломощными. Их было нелегко заправить – бензин продавался в аптеках, прежде всего, как антисептик и медицинское средство, непросто завести – электрический стартер изобрели только в 1912г. Паровые автомобили были очень мощными и тяговитыми, с большой грузоподъемностью, их широко использовали как тягачи и грузовой транспорт. Электромобили и вовсе били рекорды скорости – еще в 1899 году Камиль Женатци на La Jamais Contente преодолел отметку в 100км/ч, были первыми по безопасности, надежности и удобству. Первыми такси Нью-Йорка были именно электромобили.
Почему же уже в 20-30 годы прошлого столетия электромобили превратились в редкие изящные игрушки для богачей? Ответ прост – экономика. Форд со своим конвейером удешевил производство автомобилей, по всему миру открыли массово открыли месторождения нефти, компании, соревнуясь между собой, предлагали все более совершенные и надежные двигатели. Это стало прибыльным бизнесом на десятилетия. Даже гений Николы Теслы ничего не смог противопоставить зарождающимся нефтяным гигантам – его самобеглую коляску с двигателем, питающимся электричеством из «эфирного» поля, объявили ловким фокусом. Сторонники теорий заговора поговаривают, что именно она и стала чуть ли не причиной его преждевременной кончины, во всяком случае, все дневники и чертежи изобретателя прикарманило ФБР. Те же любители громкого шепота утверждают, что похожая судьба постигла и EV-1 – первый массовый электромобиль нового века, якобы GM своими неоднозначными действиями саботировала, а потом и вовсе прикрыла собственный проект.
Сегодня, в мире интернета вещей и цифровой экономики, мы наблюдаем второе пришествие электромобилей. Не одна Тесла победно шествует по миру, теперь и автогиганты включились в погоню за долей в новом, пока еще очень узком, но уже крайне важным в перспективе секторе рынка. Стоило Harley-Davidson приостановить производство электромотоцикла LifeWire на пару недель, и акции компании, производящей, в основном, мотоциклы с ДВС, упали на полтора процента. Порше штампует один Тайкан за другим – в течении месяца представлены уже три разных модели. Фольксваген выгоняет свой электрический Volkswagen ID. R на трассы всего мира, от Пайкс Пик и Нюрбургринга до китайской «99 поворотов», и весьма успешно.
Так что спи спокойно, Илон – судьба Тесла тебе не грозит, если что, генералы «звездных войн» тебя прикроют. Осталось перейти на аккумуляторы из переработанных алюминиевых банок, и светлое будущее наконец-то станет явью.
И еще немного разработок: Электрический Mercedes-Benz S класса, Электро-скрэмблер Droog Moto E-Scrambler и для любителей электробайк Trek Allant+