Найти тему
AT [Auto Tema]

функции спидометра и тахометра

Одним из важнейших приборов является спидометр. Водитель пользуется им для обеспечения требуемой скорости движения на участках дороги с соответствующими ограничениями, он нужен для контроля ситуации по безопасности движения при ограниченной видимости, мокрой или обледенелой дороге, он позволяет выполнять заданный график движения и т. п. Чтобы уменьшить время считывания показаний спидометра, очень важно правильно выбрать тип шкалы прибора. Наибольшую ошибку и время считывания, как показали исследования, мы получаем на горизонтальных и вертикальных шкалах. Наименьшее время считывания и ошибку дают круглые и полукруглые шкалы, что и предопределяет их повсеместное использование. У многих автомобилей на приборном щитке рядом располагаются спидометр и тахометр, причем очень часто эти два прибора имеют практически одинаковое оформление. Два различных по назначению прибора нельзя стремиться оформлять одинаково, поскольку это увеличивает вероятность ошибки при считывании, особенно в условиях ограниченного времени считывания. Поэтому, если композиция приборного щитка строится на том, что в ее центре располагаются два одинаковых по форме и размерам главных прибора (например, спидометр и тахометр), то шкалы этих приборов должны иметь существенные различия.

взято из открытого описка яндекс картинки
взято из открытого описка яндекс картинки

В частности, для шкалы тахометра более предпочтительной следует считать оформление градации величин оборотов коленвала в минуту в виде ряда цифр 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и т. д. Это исключит возможность ошибочного считывания с этого прибора скорости движения (у спидометров повсеместно используемый ряд цифр 0, 20, 40, 60, 80, 100, 120 и т. д.) и, кроме того, облегчит сам перевод показаний в действительный результат, так как 1 легче ассоциируется с 1000 об/мин, 2-е 2000 об/мин, 5-е 3000 об/мин, чем соответственно 10, 20 и 30. В стрелочных приборах стрелка и центр ее вращения должны быть хорошо заметны, но не затемнять шкалу. Поэтому цифры лучше располагать вне зоны движения стрелки. Плохое демпфирование колебаний стрелки значительно увеличивает время считывания и его ошибку. Считывание должно быть одинаково хорошим и в дневное время, и ночью. При этом ночная подсветка приборов не должна утомлять глаза водителя, снижать их способность видеть дорожную обстановку. С этих позиций большое значение имеет цвет и шрифт цифр, а также цвет подложки. Хороший контраст и легкое считывание тахометра и спидометра в дневных условиях обеспечивает сочетание белой подложки с черными цифрами, но в темное время суток взгляд водителя на подсвеченный циферблат такого прибора обычно приводит к потере на 0, 3. . . 0, 5 секунды остроты зрения, т. е. 10. . . 20 метров пути водитель не контролирует ситуацию, что весьма опасно. Лучшие результаты дает использование темной подложки с белыми или светлыми шкалами и цифрами - обеспечивается хороший контраст и легкое чтение в дневное и в ночное время, получается меньший поток света в ночное время в глаза водителя и практически ликвидируется потеря остроты зрения при взгляде на прибор. Однако в дневное время темный фон подложки создает условия для усиления отражающего действия со стороны защитного стекла прибора. Блики, затрудняющие чтение показаний, могут возникнуть на защитном стекле прибора от лучей света, падающих в окна автомобиля, ми даже от белой рубашки водителя. В таких случаях приходится углублять приборы в светозащитные колодцы, разрабатывать различные светозащитные козырьки на панели приборов, искать соответствующую форму стекла прибора или оптимальный с этой точки зрения угол его наклона.

взято из открытого поиска яндекс картинки
взято из открытого поиска яндекс картинки