Найти в Дзене
Высотник

О НЕВПИСАВШЕМСЯ В РЫНОК ДЖОКЕРЕ

Начитавшись отзывов по поводу Джокера, решил посетить ближайший синематограф, чтобы составить собственное мнение о картине. Скажу сразу, что фильм меня приятно удивил, в первую очередь самим фактом выхода в широком прокате.

Сразу скажу, что я не фанат вселенных комиксов, будь то Marvel или DC, и не потому, что я тридцатилетний зануда, отрицающий комиксы и фильмы по ним, как культурное явление. Отрицать их, воспринимая окружающую действительность адекватно, попросту невозможно. Другой вопрос, что большая часть данного продукта нацелена либо на подростковую аудиторию (как и 95% современного кинопроката), либо на публику, идущую в кино как на аттракцион. Опять же я не против развлекательных фильмов и с большим удовольствием отсмотрел тот же Хардкор (правда вышел он три года назад), но ходить на киножвачку попросту не хочется.

А тут стало быть Джокер, которому привязка к известной вселенной, по большому счету, и не требуется. Это самостоятельное произведение с минимум необходимых, но абсолютно не обязательных отсылок к франшизе. А сам фильм - концентрированные выражение, того, что было сказано устаревшим Марксом еще в XIX веке - Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Это простая истина показана настолько выпукло, что не заметить ее попросту не возможно.

Как невозможно не заметить и классовый антагонизм, пронизывающий все стороны жизни людей, показанных в фильме. Будь то:

- Мусорный коллапс, поглощающий улицы Готэма и роскошный особняк Уэйна. Трущобы окраин и вершины небоскребов в центре. Отвратительная, грязная подземка и скоростные поезда с кожаными креслами.

- Культурные суррогаты, под видом юмора предлагающие "быдлу" тупые телешоу, где смеются и аплодируют по команде, а элите демонстрируют фильмы Чарли Чаплина. Закрытые кинотеатры с шедеврами мирового кинематографа для власть предержащих и порнографию в уличном кино для "черни".

- Огромный сумасшедший дом, вмещающий в свое нутро психопатов, преступников и душевно-больных, количество которых, в условиях отсутствия квалифицированной помощи, тотальной нищеты и социальной неустроенности, будет только увеличиваться.

- И, конечно же, Томас Уэйн, как олицетворение власти и держателей крупного капитала. Человек способный решить проблемы Готэма (порожденные им же и ему подобными) по щелчку пальцев, но лишь подливающий масла в огонь, стремящийся к власти над городом, население которого его интересуют не больше, чем судьба надоедливых насекомых, мешающих, но неизбежных на загородном пикнике.

Закономерным финалом из нагромождения этих неразрешимых противоречий становится бунт. Фильм кричит о том, что как от осинки не родятся апельсинки, так и больное, доведенное до ручки общество не способно на позитивные преобразования, на кровавую резню - да, на рождение радикально настроенных одиночек - сколько угодно, но разорвать порочный круг это не поможет. Восходить так же сложно, как было сложно подниматься по лестнице Артуру Флеку, а вот падать в бездну вседозволенности весело, так же, как весело было спускаться по ступенькам той же лестницы уже Джокеру.

P.s: размышляя после фильма я, как это не странно, вспомнил о своем коротком отзыве на отсмотренный пол года назад "Завод". В фильмах Быкова мы видим одиночек, готовых пожертвовать собой, мы видим окружающих, которые не понимают их поступков и мотивации. Мы не видим сплоченных коллективов, мы не видим четкого плана действий. Мы видим изначальную обреченность на провал, мы не видим выхода. Не спасают ни патернализм, ни радикализм, быть может в следующем фильме мы увидим то, что станет ответом. Тем более, что его уже озвучивал главный герой "Дурака": Неужели ты не понимаешь, что мы живем как свиньи и дохнем как свиньи только потому, что мы друг другу никто...

Высотник