Сергей Дмитриевич Шереметев (1844 - 1918)
Сын графа Дмитрия Николаевича Шереметева и его первой жены Анны Сергеевны, урождённой Шереметевой, Сергей Дмитриевич родился 26 ноября (14 ноября) 1844 года. Получил домашнее образование, выдержал экзамены при Пажеском Его Императорского величества корпусе.
Представитель старинной династии, С.Д.Шереметев известен, прежде всего, как государственный и общественный деятель, близкий друг императора Александра III, историк, основатель нескольких научно-исторических обществ, издатель, мемуарист. После окончания пажеского корпуса вступил на службу в Кавалергардский полк.
В 1868 назначен адъютантом к наследнику престола, будущему императору Александру III. С 1874 полковник, участвовал вместе с цесаревичем в русско-турецкой войне 1877-1878 и был награждён орденом Св.Владимира 3-й степени с мечами.
Был начальником Придворной Певческой Капеллы, действительным тайным советником, Московским губернским предводителем дворянства. В 1901 – председатель Комитета попечительства о русской иконописи. Историк, руководитель Общества любителей древней письменности, Русского генеалогического общества. Создатель общедоступного музея в Остафьеве.
Активная политическая и общественная деятельность сопровождает графа на протяжении всей жизни. В 1898—1904 годах и в 1910—1916 годах он был почётным мировым судьёй по Звенигородскому уезду Московской губернии.
В 1900—1917 годах — член Государственного совета и председатель Императорской археографической комиссии. В 1900—1901 годах — председатель Комиссии по разбору и описанию архива Святейшего Синода; с 1901 года — председатель Комитета попечительства о русской иконописи и почётный попечитель Белгородской гимназии (в 1904 году был утверждён на очередное трёхлетие). С 1902 года — попечитель Краснослободскогодетского приюта, а с 1910 ещё и попечитель Краснослободского земского начального училища — в Орловской губернии. С 1904 года — обер-егермейстер Императорского двора. В 1906—1917 годах назначался к присутствию в Государственном совете; входил в группу правых.
С 1908 года — председатель Николаевского православного братства в память цесаревича Николая Александровича; с 1910 — попечитель Ушаковской школы в Шуйском уезде Владимирской губернии; с 1911 года — попечитель Константиновского земского начального училища в Московской губернии; с 1912 года — почётный член Строительного комитета по сооружению храма в память 300-летия царствования дома Романовых и член особого комитета по устройству в Москве музея 1812 года; с 1914 года — член Романовского комитета для воспособления делу призрения сирот сельского населения без различия сословий и вероисповеданий, а равно для объединения правительственной, общественной и частной деятельности в этом направлении.
В 1898 году у брата жены князя Петра Павловича Вяземского Сергей Дмитриевич купил усадьбу «Остафьево». Новый хозяин прилагает массу усилий для того, чтобы сберечь усадьбу, история которой связана со знаковыми для России именами, сохранить ее раритеты. В усадьбе Остафьево Н.М. Карамзиным в течение двенадцати лет (с 1804 по 1816 годы) было написано восемь томов «Истории государства Российского». Приехав в Остафьево, Сергей Дмитриевич начинает приводить карамзинскую комнату в порядок: «носили мебель, вешали портреты, картины… Комната приняла вид внушительный и приличный» [1,104]. В 1899 году, к столетию со дня рождения А.С.Пушкина, он открывает общедоступный пушкинский музей (поэт приезжал сюда в гости к князю Петру Андреевичу Вяземскому, поэту и литературному критику).
Супруга Сергея Дмитриевича, Екатерина Павловна , была старшей дочерью Павла Петровича Вяземского и его супруги Марии Аркадьевны Столыпиной. Литератор и общественный деятель, Екатерина Павловна основала Естественно-Исторический музей в имении Михайловское под Москвой. От неё Сергей Дмитриевич имел девятерых детей, из которых двое младших (Екатерина и Василий) умерли в младенчестве. Дети: Дмитрий (1869-1943), Павел (1871-1943), Борис (1872-1946/52), Анна (1873-1943), Пётр (1876-1914), Сергей (1878-1942), Мария (1880-1945).
В последние годы жизни Серегей Дмитриевеч Шереметев с болью наблюдает трагедию разрушения основ дворянской культуры, мира, который он бережно изучал и сберегал. Еще в 1899 году он писал в дневнике:
«Что-то будет, гнетет мысль об общем положении, поворотный, решительный момент наступает. Куда должна направиться в будущем Россия, куда ее поведут теперешние хозяева? И все это «искусственно», а пожалуй, потом найдутся историки, которые будут толковать, что это было неизбежно.. Нет, тысячу раз нет! Ведь все после такого наследия было в руках… Только иди прямо и честно по этому пути, без виляний и уловок, без лжи…» [1, 104].
Среди одиннадцати вотчин, полученных Сергеем Дмитриевичем в наследство, Кусково занимало особое место. С единственной из усадеб, в которой граф бывал на протяжении всей жизни, его одновременно связывали одни из самых трагических и самых счастливых воспоминаний. Здесь он провел вместе с матерью первые безмятежные и отрадные годы детства, неоднократно принимал императорскую семью, праздновал важные семейные события. Здесь же пережил смерть обоих родителей, похоронил внучку, тяжело переносил вести с фронтов русско-японской и первой мировой войн. Здесь искал пристанище в смутный 1917 год. «Хранитель Кускова», - так назвал Сергея Дмитриевича младший брат Александра III великий князь Владимир Александрович, посетивший Кусково в 1870-е годы. Все деятельность графа, жившего под завещанным предками девизом «Deus conservat omnia» («Бог хранит все»), была направлена на сохранение мемориального значения усадьбы.
К Манифесту 17 октября 1905 граф отнесся резко отрицательно. По этому поводу писал вел. кн. Владимиру Александровичу в Царское Село:
«Национальное чувство никогда не было так глубоко принижено и оскорблено всячески».
К Государственной Думе относился отрицательно, считая, что учреждение «иноземного духа» не может быть «выразителем духа русского». Сергей Дмитриевич был лично знаком со многими правыми политическими и общественными деятелями.
Незадолго до своей кончины граф передал ключи от всех дворцов и усадеб Шереметевых наркому просвещения советской России Анатолию Луначарскому с просьбой передать все это имущество России и беречь его во благо страны. Труды Сергея Дмитриевича Шереметева запечатлели его многогранную личность, жизненную позицию, невероятно широкий охват интересующих его тем.
Перу Сергея Дмитриевича принадлежит более 250 статей и очерков по истории, генеалогии, географии России, серия книг «Старая Москва». Особый интерес представляют работы о домах и усадьбах Шереметевых. Сергей Дмитриевич очень любил дом на Воздвиженке (д. 8), где находилась значительная часть семейного архива. Этому дому, его истории, обитателям, быту посвящены очерки «Воздвиженский наугольный дом сто лет назад». Воздвиженская усадьба стала последним пристанищем для многих членов семьи Шереметевых, здесь в декабре 1918 года было суждено умереть и самому Сергею Дмитриевичу.
Петр Борисович Шереметев