Методологическая программа - это набор правил
принципов, систематизация материала, работа с
содержанием нашего сознания, основанной на логике
самых общих математических принципах, которые
невозможно свести, естественно, ни к какому опыту.
Каждая разрабатывает несколько отличную методологическую
программу, в Марбургской школе, которая хронологически является первой школой неокантианства, уделяется внимание, прежде всего, попытке объяснить попытка выявить принципы формирования науки, исходя из математики, то есть математика - это основа формирование любой науки, логика основа формирования любой науки, есть какие-то схемы, есть понятия, которые формируются логически в науке, и в итоге, это вырастает в общую картину мира, которая не имеет отношения, не связанна непосредственно с опытом.
Точнее, уже опыт под это подстраивается, опыт накладывается на
некоторые структуры, а уже эти структуры, по существу своему, строятся на принципах, которые схожи или близки к принципам математики. Баденская школа неокантианства возникает во Фрейбурге и связанна, прежде всего, с деятельностью основных представителей: Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.
Главное на что направлено деятельность Баденской школы - это
необходимость сформировать методологию гуманитарных наук. «Проблема ценностей» и методология гуманитарных наук, если, как они пишут, в девятнадцатом веке уже сформирована методология естественных наук, и активно используется, и внедряется и, в том числе, все гуманитарные науки оцениваются, почему-то, по принципам естественных наук то, они считают, что это неправильно и гуманитарные науки должны по другому (оцениваться).
В этом смысле, они интересны как раз тем, что попытались на
основании этих новых принципов, определить место гуманитарных наук. Ну собственно говоря. Главная идея, там, собственно говоря, у каждого есть своя схема, но, в принципе, они подобны, дело в том, что Риккерт - это ученик Виндельбанда, значит, что касается классификации наук, то Виндельбанд выделяет номотетические и идеографические, номотетические, то есть законоутверждающие, это науки, где из множества наблюдаемых фактов, выделяется какая-то закономерность.
А идеографические - это описывающие? Особо-описательные, да.
Описательные науки, дело в том, что история, в этом смысле, имеет дело всегда с единичным, с тем, что не повторяется, и поэтому никаких закономерностей, она не может обнаружить, она может лишь описать единичное, в то время, как естественные науки имеют дело с регулярностями и там, где есть регулярности, есть закономерности. Это одна система, а второе деление?
Это деление Риккерта на генерализирующие науки, они подобны
номотетическим. Ну, не совсем, это немного разные вещи. Немного разные, да, но принципы деления на генерализирующие индивидуализирующие, но в основе этого деления, во всей школе лежит, практическая философия Канта, как раз, выделение царства царства природы и царства свободы.
Итак, собственно говоря, вот у нас есть две школы неокантианские, две
школы неокантианства, одна, как мы условно обозначили, занималась вообще проблемами построения наук, особенностью второй, был особый интерес к проблеме ценностей, но есть еще один очень любопытный вопрос, мне кажется, это вопрос о русском неокантианстве.
Русское неокантианство - феномен начала двадцатого века, связан с
тем, что многие наши известные мыслители поехали учиться в Германию, и так совпало, что они попали в Марбург, Фрейбург, и туда, и туда, отличительная русского неокантианства заключается в том, что, как пишет Столович, например, что нельзя в работах наших, русских неокантианцев выделить марбургские влияния, баденские влияния.
Они, в общем, в больше степени воспринимали неокантианскую
интуицию, но при этом были достаточно, не то чтобы ленивы, но достаточно свободно относились к вот этому вопросу школьной принадлежности, а их больше интересовала, собственно говоря, сама идея, и группировались они в России, кстати, тоже в одном фактически месте, вокруг журнала «Логос».
Фактически вокруг журнала «Логос», это издание, которое выходило с
тысяча девятьсот десятого - по четырнадцатый год, но потом была попытка воссоздать его в Чехии, двадцать пятый год - единственный выпуск, И крупные русские неокантианцы, может быть, действительно назовем крупных русских мыслителей, которые так или иначе связаны с этой тенденцией, с этой традицией, те, кто стояли у истоков журнала это: Яковенко, Степун, Гессен, кроме того, можно отнести Фохта, можно - Сеземан.
Ну, и целый ряд других персонажей, так или иначе связанных и, как бы
наш разговор, мы, наверное, должны задаться, ответить себе, и
наверное даже, слушателям на вопрос о том, собственно говоря, в чем
значение неокантианства для истории философии? Первое достижение
- это методология гуманитарных наук. То есть, выделение
гуманитарных наук, как отдельного объекта, как отдельной реальности.
Да, как тех наук, которые нельзя оценивать естественно-научными
критериями. Но, при этом научная. Наука, но работающая по другим
принципам.