В субботу 19 октября в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии состоится без преувеличения уникальный концерт. Как пишет "Культура двух столиц", в нем встретятся два пианиста, принадлежащих к разным поколениям одной пианистической школы, имена которых хорошо знакомы петербургской публике.
Олег Вайнштейн преподает в Санкт Петербургской консерватории, много выступает в России и за рубежом. География гастролей включает Францию, Англию, Германию, Италию, Чехию, Австрию, Израиль, ОАЭ, Латвию, Эстонию, Финляндию. Помимо сольных выступлений, пианист уделяет большое внимание камерной музыке. Он плодотворно сотрудничает с солистом Мариинского театра Народным артистом России Василием Герелло, Народным артистом России Олегом Погудиным, заслуженной артисткой РФ Вероникой Джиоевой и другими.
Александр Кашпурин обучается в ассистентуре. Несмотря на свой юный возраст он уже запомнился публике, которая неизменно с нетерпением ждет его темпераментной и виртуозной игры. После серии Гран При на нескольких международных конкурсах пианист - желанный гость на многих концертных площадках в России и за рубежом. Александр Кашпурин сотрудничает с симфоническими оркестрами, его выступления поддерживает Санкт Петербургский Дом Музыки.
Оба пианиста - представители знаменитой Игумновской школы, их наставником является замечательный педагог профессор Татьяна Михайловна Загоровская.
Слушателей малого зала ждёт необычный формат концерта. В первом отделении Олег Вайнштейн и Александр Кашпурин поочередно выйдут на сцену, представив шедевры русской музыки, а во втором - прозвучит одно из самых знаковых сочинений великого русского гения - Сергея Васильевича Рахманинова - "Симфонические танцы".
Оркестровая премьера "Симфонических танцев" состоялась 3 января 1941 года
Это последнее произведение, созданное композитором, и оно воплотило огромный пласт чувств и образов, волновавших Рахманинова в это грозное для всего мира время. Первоначально композитор хотел назвать свое сочинение "Фантастические танцы" и дал его частям программные названия: I — «День», II — «Сумерки», III —«Полночь», однако потом отказался от программных пояснений, предоставив исполнителям свободу трактовок произведения.
Грандиозное симфоническое полотно прозвучит в авторской версии для двух фортепиано. http://russcult.ru/article.php?id=1946
От себя могу добавить, что в исследовательском и слушательском обиходе "Симфонические танцы" имеют репутацию некоего музыкального иносказания, повествующего языком музыки о философских и религиозных проблемах. Что-то типа симфонических "Мастера и Маргариты".
Так, например, один из авторов пишет:
"Симфонические танцы" – русский перевод оригинального английского названия "Symphonyc Dances". И если семиосфера русского "Танцы" содержит в данном случае только жанрово-стилевые аллюзии и не содержит образных, то английское "Dances" неожиданно обнаруживает потенциальную аллюзию, которая может иметь связь с образностью цикла: "Dance of Death", переводимое на русский язык как "Пляска смерти" – общепринятое обозначение этой средневековой мифологемы в английском языке. .." В общем, этакий данс-макабр между двумя войнами.
А еще один утверждает: «Симфонические танцы» посвящены религиозной роли России в Последние времена»...
Третий, четвертый и седьмой критики слышат в этих танцам стук копыт Всадников Апокалипсиса.
Пятый и шестой - отзвук балов императорской России.
Михаил Фокин мечтал поставить на музыку "Симфонических танцев" балет, но не успел, скончался в 1942 году. А "веселый", наверное был бы балет, Фокин ведь и сен-сансовского "Лебедя", написанного в соль-мажоре, сумел уморить...
Сам Сергей Васильевич называл всё это "вумными разговорами" и говорил, что музыку надо слушать, а не читать о ней.
В общем, надо идти и слушать...
Билеты тут
https://philharmonia.spb.ru/tickets/buy/319767/?osid=cbecec15f00dd6e2c84798aa12cf2cf2