Самострел
Самострел – очень широкое понятие, объединяющее метательное оружие разных типов. Общим признаком самострела непременно является наличие спускового механизма. Простой самострел, стреляющий спичками, в мое время мог изготовить любой школьник. Для этого ему бы потребовалась деревянная (а других тогда не было) бельевая прищепка, катушка ниток и перочинный нож в качестве инструмента. Но конечно, такая конструкция – не более, чем «кабинетная» игрушка для стрельбы по оловянным солдатикам.
Более серьезные конструкции самострелов возникли, как развитие идеи рогатки с тонкой резиной. Простота изготовления, неплохая скорострельность и точность сделали такие самострелы довольно популярными в мальчишеских играх. Модификаций таких самострелов множество. Их изготавливали и с прикладом, и в виде пистолета, с прицелом и без, с направляющей канавкой и с гладким столиком. Под данное мной определение самострела попадает и арбалет, но об этом оружии чуть позже. Главным достоинством самострела с резинкой была конструкция, позволяющая целиться и стрелять «как из настоящего оружия», нажимая на спусковой крючок. Главный недостаток – громоздкость и ограниченная возможность скрытого ношения.
Пневматика
Однажды, где-то в возрасте 13 лет я побывал в гостях у своего приятеля, жившего в Подмосковье. Выйдя с ним гулять во двор, я с удивлением обнаружил, что в «штатное вооружение» многих пацанов входит самодельное пневматическое ружье. Изучив конструкцию, я понял, что изготовить такое оружие не составит для меня труда, что и было сделано. А через пару недель эпидемия пневматических ружей распространилась на всех моих друзей по дворовым игрищам. Действительно, что может быть проще добыть две металлические трубки разного диаметра (ствол и цилиндр), соединить их плотно, изготовить деревянный поршень с уплотнителем из кожи, уложить все это на деревянное ложе и приспособить спусковой механизм из стальной проволоки. Стреляли эти ружья преимущественно пластилиновым шариком. Самой большой проблемой такой пневматики была возможность выпадения пули из ствола. Изготовить ружье, заряжающееся с казенной части пацану не под силу – потребуется замок. А при заряжании с дула пуля должна свободно докатиться до начала ствола. Использование шомполов и пыжей исключал материал пули - пластилин. Поэтому из такой пневматики можно было стрелять или прямо, или вверх. Попытка опустить ствол приводила к потере пули. Мы пытались решить эту проблему. У меня, например, было одно изделие с диаметром ствола, точно соответствующим 3-му номеру ружейной дроби. Но использование шомпола и пыжевание ствола сильно снижало скорострельность. Кроме того, все самодельные пневматические ружья обладали низкой кучностью. Все это не лучшим образом повлияло на популярность такого оружия.
Огнестрел
Мало кто из пацанов избежал увлечения самодельным огнестрельным оружием. Уголовную статью, карающую за «изготовление и хранение» мы, почему-то всерьез не воспринимали. Как-то в голову не приходило, что Закону все равно, что у тебя в руках - детская самоделка или пулемет. Самодельное огнестрельное оружие называлось «поджига». Устройство поджиги примитивно. Даже проще, чем средневековое кремниевое оружие. Для изготовления поджиги требовалось лишь разжиться бесшовной металлической трубкой с достаточно толстыми стенками – медной, латунной или стальной. Один конец этой трубки (казенная часть) заплющивался. В нескольких миллиметрах от казенника в боковой стенке сверлилось отверстие для воспламенения заряда. Ствол готов. Осталось только прикрепить ствол к ложу, и можно стрелять. На случай обвинения в обнародовании инструкции по изготовления оружия, предупреждаю: в приведенная мной «инструкции» не озвучена важная часть технологических подробностей. И если кому-то придет в голову изготовить поджигу, пользуясь сведениям из этой статьи, то за увечья этого балбеса я ответственности не несу. Если есть неодолимое желание, лучше смотрите отечественный блокбастер «Брат-2». Там подробнее и нагляднее.
В качестве пуль для мальчишеских поджиг обычно использовались 2-3 ружейные дробинки (это при калибре 4 – 5 мм). Порох для снаряжения этого оружия доставать удавалось редко. Чаще использовалась сера от спичек. Очень трудоемкий процесс. Для производства одного выстрела необходимо было соскрести серу с половины содержимого спичечного коробка. Сера или порох засыпались в ствол, затем забивался пыж, закатывались пули и все это прижималось вторым пыжом. Затем несколько крупинок серы нужно было затолкать в запальное отверстие и прижать зафиксированной спичкой так, чтобы головка спички прижалась к отверстию. Оружие заряжено и готово к выстрелу. Чтобы произвести выстрел, достаточно было чиркнуть по спичке теркой от коробка. Спичка загоралась, воспламеняла запал, и через полсекунды гремел «ба-бах». Были варианты поджиг с воспламенением заряда от спускового механизма, но особого распространения они не имели из за ненадежности.
Недостатки этого оружия налицо. В первую очередь, это самая низкая скорострельность из всего, что мне известно. Трудоемкость заряжания и ухода за оружием (без чистки ствола - не больше 2-3 выстрелов). Низкая точность. И, конечно, громкость. Чтобы пострелять из своих изделий мы иногда даже уходили на пустырь за полтора километра от двора. Все это неизбежно приводило к тому, что увлечение поджигами длилось не более нескольких недель. После этого мальчики возвращались к менее криминальным и, по счастью, более безопасным играм.
Лук и арбалет
Кустарное производство луков упиралось в одну большую проблему – материал для изготовления дуги (плеч). Доступные пацанам материалы или были недостаточно упруги, или обладали «памятью», или же имели слишком большой вес. Уже в возрасте 7-8 лет мальчишки, насмотревшись кино про индейцев, пытались делать луки из веток деревьев. Но после нескольких выстрелов тетива такого лука катастрофически ослабевала. Попытки найти более упругое дерево не приводили к радикальному решению проблемы. Лучшие луки получались из бамбука, но это растение в наших краях не растет, а то что удавалось добыть шло не на луки, а на удочки. К тому времени, когда головы и руки мальчишек уже могли дойти до изготовления составных плеч и композитных конструкций, увлечение луками сходило на нет. Совсем иное дело – арбалет. Во-первых, это удел пацанов постарше – от 12 лет и далее. Во-вторых, арбалеты могут быть разными. Мой первый арбалет имел плечи из спицы от зонтика, тетиву из лески и ложе из тополиной ветки. Стрелял он дротиками из веточек жасмина – они прямые и тонкие. По мере того, как рос и взрослел я, росли и взрослели мои арбалеты и их мощность. В следующей конструкции плечи были сделаны из половинки бамбуковой трости, а ложа – из тарной дощечки. Дальше-больше – ложе из двух 10 мм дощечек и плечи из верхних концов лыж (найти по весне пару сломанных лыж было довольно просто). Этот арбалет был уже серьезной машиной. Особенно эффектно выглядели залихватски загнутые концы плеч. Сила натяжения была такова, что натянуть тетиву можно было только уперев приклад в землю. Я поэкспериментировал с болтами и остановился на составной конструкции из дерева и 100 мм гвоздя. И тут мне в руки попала историческая книга (не помню, как называлась), в которой кратко, всего на 2-х страницах описывалось устройство боевого средневекового арбалета. Я загорелся – до таких вещей, как «стремя» для натягивания и пружина для прижима болта, я, конечно, сам догадаться не мог. К сожалению, изделие, являвшееся вершиной моего творчества, осталось незаконченным. Главным образом, из-за того, что я не мог найти способ обработать автомобильную рессору, чтобы изготовить плечи. А ложа из двух досок с направляющей канавкой и внутренним спусковым механизмом была почти готова. Но тут неожиданно… наступило половое созревание. Я увлекся рок музыкой, первый раз серьезно влюбился и все детские увлечения в одночасье были напрочь забыты.
Заключение
Господь не зря наделил всех детенышей, в том числе и человеческих, способностью и желанием играть. Игра – это одновременно и способ познания окружающего мира, и обучение, приобретение необходимых во взрослой жизни навыков. И поэтому увлечение всевозможными «стрелялками» шло на пользу пацанам моего поколения. В процессе изготовления своих игрушек мы получали начальные навыки работы с инструментами и материалами значительно эффективнее, чем на всех уроках труда вместе взятых. Именно потому, что это была игра, а не обязанность. И я убежден, что если бы вся школьная программа была построена не на зубрежке, контрольных и диктантах, а на играх, то наши дети вырастали бы гениями. Поголовно.
Наверное, современным детям умение владеть напильником и стамеской уже не так важно, как это было 50 лет назад. Гораздо важнее для них умение правильно водить пальчиком по тачскрину. В ближайшем будущем дети смогут создавать свои игрушки в мобильных приложениях и распечатывать их на 3d-принтере. Но, почему-то, мне жалко их, этих детей IT-революции. Самому выстрогать рогатку и всадить из нее стальной шарик в окно вреднющей, склочной соседки. Стать чемпионом двора по стрельбе из собственноручно изготовленного арбалета – разве могут эти удовольствия сравниться с победой над виртуальным монстром или выигрышем заезда в виртуальном Гран-при?
Около года назад, перебирая свои мужские закрома, я нашел несколько тонких (5 мм) реек из розового бука – одного из красивейших видов древесины, оставшихся после столярных поделок. Задумался – что с ними делать? Для какого-либо серьезного изделия объем маловат. А выбросить – жалко. И тут, по мнению моей жены, я стал на старости лет впадать в детство. В течение нескольких дней я набирал из рейки объем на эпоксидной смоле, потом обрабатывал, шлифовал, полировал, покрывал лаком, и в конце концов изготовил… РОГАТКУ! Вот она, красавица…