Protos Kriegsautomobil
Страна Германская империя/Мексика
Производитель Protos-Automobile GmbH
Годы производства 1913
Кол-во построенных 1
Боевая масса 4000 kg
Экипаж 5
Бронирование: 4,5-5 мм
Вооружение: 1х7,9-мм пулемет MG 08 (Maschinengewehr 08)
Двигатель 44 л.с.
В 1976 году на экраны советских кинотеатров вышел потрясающий комедийный фильм "Большие гонки", снятый десятью годами раньше на киностудии Ворнер Бразерс ( The Great Race ). Сюжет фильма основан на истории межконтинентальной гонки Нью-Йорк—Париж (1908 New York to Paris Race). Маршрут гонки Нью-Йорк - Сан-Франциско-Владивосток-Париж В гонке стартовало шесть автомобилей четырех команд: САСШ на Thomas Flyer, Франция, как лидер мирового автомобилестроения предложила три машины - Де Дион-Бутон, Мотоблок ( Motobloc) и Sizaire-Naudin, Итальянская ехала на Zust, а немецкая на машинах берлинской фирмы Protos. В итоге Thomas Flyer прибыл в Париж 30 июля 1908 года. Германская команда прибыла четырьмя днями ранее, но была оштрафована на 15 дней за использование поезда для транспортировки машины, поэтому победа досталась американцам во главе с водителем Джорджем Шустером. Итальянская команда прибыла в сентябре 1908 года, французские команды так и не смогли дойти до финиша. Главным итогом было доказательство, что автомобиль это достаточно надежное транспортное средство.
Немецкая автомобильная компания «Protos» была основана в 1898 году. В 1908 году марка «Протос» вошла в состав крупного немецкого концерна «Сименс-Шукерт», что позволило инженерам получить достаточное количество финансовых средств для работы над новой моделью Protos Typ E1 18/42 PS которая и участвовало в пробеге . В 1910 году модельный ряд марки «Протос» включал как бюджетные автомобили, оснащенные 1,5-литровым силовым агрегатом, так и премиальные спортивные авто с двигателем объемом 6,8 литров. Впрочем, Первая Мировая Война вынудила концерн «Сименс» свернуть производство гражданской техники, сосредоточившись на обеспечении вооруженных сил страны.
В 1913 году берлинская фирма Protos-Automobile GmbH соорудила на шасси Protos Typ E1 18/42 PS пулеметный бронеавтомобиль. Двигатель объемом 4560 cm³ и мощностью 44 л.с. обеспечивал достаточную динамику для бронированного автомобиля. Бронирование машины получившей наименование Protos Kriegsautomobil было простейшим, фактически вокруг машины был из броневых листов сооружен кожух. В центре на вертлюге устанавливался пулемет.
Задние колеса стали сдвоенными, никакой защиты для колес и подвески предусмотрено не было. Большие окна в лобовом листе просто закрывались "бронированными ставнями". Бронеавтомобиль скорее сразу готовился по экспортному заказу, так как прусская армия отклоняла и более сложные и концептуально точные предложения, чем это "шкаф" на колесах и с пулеметом.
"Военный автомобиль" приплыл в Мексику в 1913 году и сразу поступил не вооружение правительственных войск, которые увязли в гражданской войне. Повстанцы, конституционалисты, стремились к свержению режима генерала Уэрты и восстановлению республики, которая пала жертвой контрреволюционного переворота в 1913. В 1914 году брошенный войсками в Монтеррее достался в руки сапатистам, членам боевых отрядов Эмилиано Сапаты. Бронеавтомобиль не смогли сдвинуть с места, с него сняли пулемет и бросили ржаветь.