Найти в Дзене

Как воспитать уверенных в себе и креативных детей.

Оглавление

Как правильно хвалить детей? Ошибки родителей в воспитании. Способ исправить неправильную самооценку ребенка.

https://cdn.pixabay.com
https://cdn.pixabay.com

Маша 3-летняя девочка, которая любит рисовать. Маша склоняется над столом, погруженная в процесс рисования, портрета любимого питомца. Наконец, Машенька поднимает все еще капающий бумажный холст и с гордостью кричит:

- Папа, папочка, посмотри!

Максим, добросовестный и обожающий Машу отец, оборачивается и с удивлением восклицает:

- Солнышко, это прекрасно. Ты такой великий художник!

Не зная этого, Максим только что сделал ошибку в том, как похвалил дочь. И если это станет привычкой, такой способ реагирования на достижения дочери может подорвать ее уверенность и творческий потенциал.

К счастью, не большое изменение может поменять значение.

Подумайте внимательно о том, что именно хвалите.
На первый взгляд кажется, что реакция Максима на картину Маши положительная, ободряющая и поддерживающая. Максим сказал то, что скажет любой хороший родитель, когда ему покажут достижение его ребенка.

Но найдите минутку и посмотрите на ответ Максим снова:

- Солнышко, это прекрасно. Ты такой великий художник!

Что именно здесь хвалит Максим? Если подумать, он хвалит то, что создал Маша, и ее способность как художника. И, возможно, что еще более важно, обратите внимание на то, что он не хвалитпроцесс работы над созданием произведения искусства. Следовательно, маленькая Маша узнает, что хвалят, когда я делаю что-то красивое и когда люди думают, что я великий художник.

Проблема в том, что Маша учится ценить себя на основе факторов, которые находятся вне ее контроля. Маша не может контролировать, будут ли люди ценить то, что она создает. Так же она не может контролировать, думают ли люди, что она великий художник. Следовательно, Маша узнает, что самооценка исходит извне. Из мнения других людей о ее способностях и о том, что она делает.

Это опасная система убеждений, которую не стоит развивать в ребенке, даже непреднамеренно. Это установка для плохой самооценки и низкой уверенности. И, по мнению психологов, это именно тот тип мышления, который делает людей уязвимыми для депрессии, тревоги и хронической низкой самооценки.

Хвалите детей за усилия

Если нашей целью является воспитание уверенных в себе, уверенных в себе детей, которые не полагаются на мнение других людей в отношении их чувства собственного достоинства, мы, должны научить основывать самооценку на чем-то другом. В идеале, что-то, что подается контролю. Что-то, что они действительно могут заработать или развить.

Усилие — хороший фактор.

Хотите, чтобы сын-подросток чувствовал себя хорошо только тогда, когда получает хорошие отметки? Занимается спортом и получает медали? Или вы хотите, чтобы он чувствовал себя хорошо, потому что усердно учится и после тренировки остается допоздна, чтобы быть в форме?

Хотите, чтобы 15-летняя дочь чувствовала себя хорошо только потому, что люди думают, что она красивая и модная? Или хотите, чтобы она чувствовала себя хорошо, потому что занимается любимым делом и пишет статьи для школьной газеты?

Когда ребенок через годы повторения узнает, что самые важные люди в его жизни ценят их за природные способности и вещи, которые они производят — может развиться то, что психологи называют фиксированным мышлением. Люди с фиксированным мышлением испытывают сильную психологическую потребность снова и снова проявлять себя, чтобы чувствовать себя стоящими и уверенными в себе. Это не только делает их уязвимыми для эмоциональной борьбы, такой как депрессия и беспокойство, но также серьезно ограничивает способность выражать себя честно, со страстью и творчеством.

С другой стороны, когда дети растут, и их хвалят за усилия и то, что они делают, у них больше шансов развить мышление роста. Когда мы твердо верим, что способности и самооценка являются результатом того, что мы делаем и как действуем — мы способны преуспевать даже в самых сложных обстоятельствах и неудачах.

Учимся видеть наших детей свежими глазами

Думаю, что большинство, хотят воспитывать детей, которые достаточно уверены в себе, чтобы оставаться настойчивыми. Даже если это трудно и достаточно смело, чтобы выразить себя честно. Наша работа как родителей начинается с мельчайших деталей языка.

В следующий раз, когда ребенок продемонстрирует новое произведение искусства, постарайтесь увидеть усилия и поведение, а не способности и результаты. Скажите, как гордитесь тем, что ребенок уделил время практике, или как он пробовал разные решения, пока не нашел подходящее.

С небольшим изменением в словах похвалы наших детей, мы можем дать самый большой подарок, который родитель может дать ребенку — уверенность, чтобы быть самим собой.