В теперь уже таком далеком 1984 году в кинотеатрах начался показ фильма, снятого Эльдаром Рязановым по мотивам «Бесприданницы» Островского. Назывался он «Жестокий романс» и народ хлынул в кинотеатры, чтобы посмотреть на эффектного Михалкова, Мягкова, Фрейндлих и новую, никогда раньше не снимавшую актрису Ларису Гузееву, чтобы в конце фильма услышать:
- Так не доставайся же ты никому!
Фильм, как большинство других картин Рязанова, моментально разлетелся на цитаты и стал всенародно любимым. И, надо сказать, было за что. Потому что Михалков и Мягков были бесподобны, Гузеева была очень даже неплоха и остальные актеры тоже были на своем месте.
А еще в фильме была бесподобная музыка, написанная Андреем Петровым и исполнявшаяся за кадром Валентиной Пономаревой, кроме романса «Мохнатый шмель», исполненного Никитой Михалковым.
Интересно, что тогда можно было не указывать в титрах исполнителя закадровых песен. В результате Рязанов не указал Пономареву. Поэтому все подумали, что Гузеева сама пела песни, а Пономарева серьезно обиделась на Рязанова.
На самом деле в фильме от Гузеевой на экране только красивая внешность и эмоции. Потому что озвучивала ее Анна Каменкова. Более того, Рязанов боялся, что молодая актриса испортит роль. Но Гузеева справилась, а сам фильм был принят с восторгом.
Причем интересно, что критики картину разгромили в пух и прах, обвинив Рязанова, в том, что он опошлил знаменитую пьесу и поглумился над классикой. Но в итоге зритель проголосовал за фильм сначала полными залами в кинотеатрах, а потом по результатам опроса журнала «Советский экран» «Жестокий романс» признали фильмом года.
Кстати, пластинку с записями романсов из этого кино, «Мелодия» выпустила почти сразу после фильма и она также стала хитом. Покупали ее очень охотно.
«Жестокий романс» был еще интересен и своими пейзажами, а также воссозданными интерьерами XIX века. В том числе и пароходами. Пароходы были настоящие. В качестве «Ласточки» использовался пароход «Спартак», а под «Святую Ольгу», так сказать, загримировали «Достоевского». И они стали настоящими героями фильма, сыграв свою роль в его популярности и любви у зрителей.
------
Потом пришли иные времена.
«Жестокий романс» по-прежнему остается одной из любимых народом работ знаменитого режиссера, доказавшего, что он умеет не только снимать комедии.
Пароход «Спартак» проработал после фильма до 1991 года. Потом его отправила на модернизацию и поставили на прикол. Закончилось все тем, что кораблю был растащен, разграблен и сгорел в конце 90-х годов под Ростовом-на-Дону. «Ласточки» больше нет.
У Михалкова все хорошо. Он стал настоящим барином, стрижет налог с болванок, снял «Утомленные солнцем 2» и хорошо себя чувствует, славя любую нынешнюю власть и проклиная прошлую.
Гузеева громко выстрелила в своем первом фильме. Но больше таких интересных ролей не сыграла, хотя снималась в фильмах регулярно. Зато отметилась в одной из самых низкопробных передач нашего дорогого телевидения, став ведущей шоу «давай поженимся». Хуже, этого дурдома, наверное, только «Дом-2». Но раз передачу показывают, значит, зрителям нравится.
Как пел Юрий Визбор:
«Ну что же, каждый выбрал веру и житье».
А кино, снятое в далеком 1984 году, очень хорошее. «Жестокий романс», что тут скажешь.