Рабочие ударно трудились на стройке, учились, организовывали культурный отдых и готовы были подняться среди ночи, по первому зову, разгрузить прибывшие по железной дороге грузы. Ну и, конечно же, не надо забывать об энтузиазме молодых рабочих. Боевой дух во многом поддерживался благодаря их энергии и вере в светлое будущее.
Заводской комитет комсомола был вторым штабом стройки. Комсомольские собрания проходили бурно, на них рассматривались и принимались решения по любым вопросам, молодежь чувствовала себя ответственной за общее состояние дел. По инициативе секретаря партийной организации в декабре 1932 года состоялся слет ударников стройки под лозунгом: Даешь завод в установленные сроки. Слет принял решение, всем работать по ударному в три смены, при этом регулярно устраивать субботники. В декабре на субботник вышли более 1000 человек. Работали на строительстве железнодорожной ветки, на лесопилке, на строительстве первого клуба.
В области жилищного строительства: Сдано два рубленных восьмиквартирных дома, еще шесть домов находятся в разных стадиях готовности. Построено 18 засыпанных бараков, которые оборудованы кроватями, тумбочками, печным отоплением. Построены столовая, баня, прачечная, водонапорная башня, овощехранилище, конюшня на 100 лошадей, бензохранилище, шлакобетонный завод, электролиния из Иркутска, грунтовая дорога к Ангаре и другие объекты, необходимые для проведения строительных работ 1933 году.
Руководство завода, обеспокоенное состоянием дел по строительству и заданий промфинплана на 1933 год, по которому заводу нужно выпустить 100 самолётов. Возможность начать работы в цехах завода не было, так как самого завода, производственных цехов не построено.
Как бы там не было, стройка продолжалось. Никакие объективные и субъективные трудности не могли помешать этому дерзкому предприятию. В целом тридцатые годы отмечены массовым строительством. Один из первых строителей завода вспоминает, когда он приехал на стройку с товарищами по путевкам комсомола, то сразу подключились к строительству жилья. Строили бараки, в один из которых и заселились через восемь дней. Работали слесарями механической мастерской, которая размещалась в бараке, а через некоторое время мастерская была переведена в кирпичное здание, где потом размещалась пошивочная цеха. В посёлке на девятой улице, в шутку названной-Тверской, построили 18 бараков, повесили часы, провели уличный свет. Молодёжь, отработавшую один год, называли - стариками, их переселяли в благоустроенные бараки.
Работая на производстве, рабочие помогали строить жильё, озеленять посёлок. Инструменты в работе все также были примитивными: кирка, лом, лопата, топор, пила, а транспорт-лошадиная сила. Работали, не считаясь со временем. Дружным коллективом жили, пока не стали переселять в двухэтажные дома на Болотном участке.
В первые годы строительства завода возникали неожиданные случаи, вдруг загорелась будка, запылала лесосушилка, было несколько случаев возгорания в строящихся цехах. Сгорело общежитие молодёжи. В огне погибли несколько человек. Комиссия установила поджог! Выведена из строя водяная помпа, перекрыт водопровод. 15 работников были арестованы. Все они обвинялись во вредительстве, по их вине был заморожен временный водопровод, заложенный на глубине промерзания грунта. В кузнице и литейке треснули стены, так как глина при промерзании вспучилась, и стены дали трещины.
Не вполне надежен в этом отношении был фундамент главного корпуса. Также имелся случай поджога тепляка резервуара с водой, подготавливался поджог главного склада, и только бдительность охраны помогла избежать беды. Виновником поджога был назван бывший кулак, работавший на стройке истопником.
Подвозка строительных материалов и всего необходимого, все это ложится на безотказных лошадей. В это непростое время в транспортный отдел оформляется ветеринарный врач. Ознакомившись с конным хозяйством, он, в первую очередь, взялся за заготовку кормов на пойменных лугах. На мелькомбинате с помощниками подобрал всю некондиционную кукурузу, горох, отруби. Всё это сложили в ящики из-под моторов, так как складов ещё не было. Потом взялись за утепление сарая, в котором размещались более 100 лошадей. Ветеринарный врач дневал и ночевал в своем хозяйстве, так как невыход лошади считался чуть ли не вредительством, а если случилась травма, то об этом сразу становилось известно в НКВД, и те начинали искать виновного.
Многое тогда пришлось начинать сначала. Трудно, но постепенно хозяйство вставало на ноги. Благодаря умению и настойчивости ветеринарного врача, конный парк стал справляться с поставленными задачами. Конный парк прослужил заводу до 1977 года, выполняя хозяйственные работы для детских садов, ЖКО, дома отдыха, пионерских лагерей. А проводы зимы всегда украшали нарядные тройки, радуя ребятишек быстрой ездой. Когда конный парк расформировали, врача, за многолетний добросовестный труд наградили медалями. Строительство завода продолжалось.
Продолжение следует.