Найти тему
История

История становления. Часть 6.

Первый камень фундамента главного корпуса авиазавода был заложен в июле 1932 года. Это произошло в самой будничной обстановке.

Дела на стройке по-прежнему шли трудно. Новый директор завода обратился с письмом к начальнику Глававиапрома Королеву. В письме он перечисляет ряд нерешенных проблем, которые не позволяют выполнить запланированные объемы работ по строительству завода, как следствие этого, вероятен срыв плана по выпуску боевых самолётов. При потребности рабочих всех специальностей 3650 человек, фактически работают только 890. Но в условиях жесточайшего дефицита руководители строящегося завода умели сводить концы с концами. Но это было очень непросто.

Остро ощущается дефицит по многим позициям, материалам, стеклу, оконным и дверным проемам, водопроводным и канализационным трубам, извести, рельсам, шпал. Узким местом остается транспортная проблема. Конный парк в сентябре состоял из 48 лошадей заводских и 30 наемных. Если наемные возчики, после рабочего дня ставили свою лошадь в конюшню и давали ей полноценный корм и уход, то этого нельзя было сказать о заводских лошадях, которые размещались в холодных помещениях, зачастую без достаточного корма и ухода. Ожидалось прибытие еще лошадей, вставала проблема с их размещением и обеспечением фуражом. Автомобильный транспорт в это время состоял из семи машин, одной пятитонники и шести двухтонок. Нечего и говорить о том, что они совершенно не обеспечивали нужды стройки. Но можно сказать ещё о водном транспорте, ведь Иркутск удобно расположен в месте слияния двух полноводных рек, а первый капитальный мост через Ангару ещё только строился. В распоряжении строителей было семь лодок и два моторных катера, которые перевозили материалы и продукты с берега на берег. За весь 1932 год объем перевезенных грузов достиг внушительной цифры 1500 тонн. Для сравнения скажем, что только в сентябре всеми видами транспорта было перевезено около 9000 тонн грузов. План предписывает перевести 20.000 тонн. Причина столь низкой производительности была все та же, транспортный отдел был недостаточно укомплектован транспортом и не мог в полном объеме обеспечить погрузо-разгрузочных работы. Результатом этого стали солидные штрафы за простои.

Острая проблема со спецодеждой. Очень много людей увольнялась и зачастую не сдавали спецодежду, оставляй ее в качестве моральной компенсации за перенесенные неудобства. Ближайшее время ожидалось прибытия более 1000 демобилизованных красноармейцев, их нужно было во что-то одеть, где-то разместить, снабдить рабочим инструментом.

Но не все было плохо. По главному корпусу планировали закончить работу к первому октября, до холодов. К первым морозам была проделана лишь 10-я часть работ. Зато почти готова механическая мастерская и мастерская тары, на подходе три больших склада. К строительству аэродрома еще не приступали. Заложен фундамент для склада авиалеса, раскроечной мастерской, заканчивалась кладка кирпича на кузнице-литейной, завершилось строительство механической мастерской.

Жилищное строительство каменных домов было перенесено на более поздний период. Намечалось построить 14 деревянных восьмиквартирных домов. Приступили к строительству только восьми домов из-за нехватки рабочей силы, и в конце года будут сданы только три дома. Построено 11 временных бараков.

Новые формы труда, соцсоревнование и ударничество, развиваются на стройке недостаточно. В сентябре всего 115 человек рабочих охвачены соцсоревнованием. Технормирование поставлено слабо, что, помимо недоразумений с рабочими, приводило во многих случаях к переплатам строительных работ. Хозрасчета на стройке не существует.

Первые попытки внедрения хозрасчета, сделанные в транспортном отделе бригадой студентов Плановой Академии, пока не дали результатов, как в силу недостаточной работы этой бригады, так и ввиду общего состояния транспортного отдела и постановки учета в нем. С высоты сегодняшнего времени можно признать удивительную скромность притязаний руководителей стройки. Просили самое необходимое без чего невозможно обойтись.

Срочного решения требовала проблема снабжения рабочих продовольствием и промтоварами. На основного рабочего на месяц выделялись 16 кг муки (и по 4 кг на иждивенца), сахара отпускается по 800 грамм, изредка по 1-2 кг селедки. Негусто, если учесть тяжесть работ и суровый климат. Ходатайствуя о разрешении всех этих проблем, руководство завода и стройки прямо заявляли, что от решения этих вопросов в значительной степени зависели дальнейшее темпы разворота строительных работ. Это письмо сыграло определённую роль. Стройка стала получать необходимые материалы, продовольствия и фураж. Хотя и не в полных объемах, но дела прошли веселее.

Продолжение следует.