Найти тему
rule of law

Что не так со смертной казнью в РФ?

Оглавление

Смертная казнь в российском законодательстве

Все мы знаем, что в России нет смертной казни… А действительно ли ее нет? Даже при невнимательном прочтении Конституции невозможно не заметить положения ч. 2 ст. 20:

Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Еще меньше навыков толкования юридических текстов нужно, чтобы увидеть, что смертная казнь даже сейчас входит в систему наказаний по уголовному кодексу (в ст. 44 «Виды наказаний» и в специально посвященной смертной казни статье 59). Кроме того, есть целая глава Уголовно-исполнительного кодекса, посвящённая порядку исполнения смертной казни (гл. 23 УИК РФ). Так значит есть смертная казнь? Или все-таки нет?

Многие люди ответили бы на эти риторические вопросы следующим образом: в России смертная казнь, хотя и предусмотрена законодательством, не применяется в силу моратория… А так ли это? Для начала разберемся с терминами.

т.н. Мораторий

Понятие мораторий пришло к нам из римского права. Оно означает отсрочку платежа (или любого другого исполнения) по обязательству, которая предоставляется государством в силу закона или решения суда. Мораторий в публичном праве — это временное воздержание от совершения каких-либо действий в силу акта публичных государственных органов (прежде всего речь идёт о Президенте, Правительстве или Парламенте). Такого акта, «консервирующего» применение в России смертной казни нет! Поэтому не верно говорить о том, что в России действует мораторий на смертную казнь. Еще более нелепыми выглядят попытки этот несуществующий мораторий отменить (Сергей Бабурин, имея ученую степень в области юриспруденции, однажды внес в ГД законопроект «Об отмене моратория на смертную казнь», чем вызвал недоумение у коллег).

ЕКПЧ — важнейший акт для понимания сути регулирования смертной казни в РФ
ЕКПЧ — важнейший акт для понимания сути регулирования смертной казни в РФ

За мораторий обычно принимают 2 указа президента Ельцина. Они были приняты в контексте вступления России в Совет Европы и подписания Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) . В 1996 г. Россия подписала и ратифицировала (5 мая) ЕКПЧ. У этой конвенции существует множество приложений, дополнительных протоколов. В частности, протокол №6 «Об отмене смертной казни (в мирное время) Россия обязалась подписать в течение года и ратифицировать в течение 3-х лет. Так, в 1997 г. был принят Указ Президента «О подписании протокола №6», в котором МИДу предписывалось в ближайшее время подписать от имени РФ указанный протокол. Ратификация же не произошла до сих пор… До этой предполагаемой ратификации в 1999 г. в РФ должны были ввести мораторий (в вышеуказанном смысле) на смертную казнь, но вместо него в 1996 г. президент принял указ «О поэтапном сокращении смертной казни в связи с вступлением РФ в Совет Европы», который предусматривал лишь различные рекомендации правоохранительным органам, касающиеся, например, условий содержания лиц, осужденных к смертной казни и т.п. Своеобразный «мораторий» был выведен за пределы правового регулирования и заключался в том, что президент переставал рассматривать прошения о помиловании (в соответствии с УИК РФ это обязательная процедура, без которой невозможно исполнить приговор). Таким образом суды продолжили назначать смертную казнь, но она не могла быть фактически исполнена.

Статистика смертной казни за 90-е годы

Ради интереса можно обратиться к статистике смертной казни в 1990-е годы. По официальным данным, в 1992 г. к этому виду наказания было осуждено 159 человек (казнено 18), в 1993 г. осуждено 157 человек (казнено 10), в 1994 г. осуждено 160 человек (казнено 10), в 1995 г. осужден 141 человек (казнено 40), в 1996 г. осуждено 153 человека (данных о казненных нет), в 1997 г. осуждено 106 человек (не казнено ни одного), в 1998 г. осуждено 116 человек, в 1999 г. — 19 человек. Вместе с тем официальные данные расходятся с данными А.И. Приставкина, бывшего в то время председателем Комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. По его сведениям, в 1996 г. казнено 63 человека. Пик казней приходился на 1995 г., когда, по данным А.И. Приставкина, было казнено 86 человек. Эти данные существенно отличаются от официальных.

Так если нет моратория, значит казнь есть, верно?

Нет, она отсутствует по совершенно иным причинам. В 1999 г. к рассмотрению Конституционным судом была принята жалоба граждан Гризака, Филатова и Ковалева, а также запрос Московского городского суда. Суть в том, что конституцией смертная казнь допускается только при предоставлении обвиняемому права на разбирательство в суде присяжных, а по всей стране на тот момент коллегии присяжных действовали только в 9-ти субъектах. В частности, в Мосгорсуде данная коллегия отсутствовала, поэтому гражданину Гризаку отказали в рассмотрении его дела судом присяжных (аналогично с Филатовым и Ковалевым — коллегий не было при ВС Удмуртии и Приморском краевом суде). Тогда КС указал, что по всей территории РФ назначение наказания в виде смертной казни невозможно, пока в каждом субъекте не будет создана своя коллегия присяжных. Таким образом, несовершенство законодательства о судоустройстве помогло РФ без введения моратория обеспечить выполнение своих международных обязательств по «консервации» смертной казни.

КС РФ
КС РФ

С 1 января 2010 г. должна была заработать коллегия присяжных в последнем из регионов, в которых до этого она отсутствовала — в Чечне. У юридической общественности возник вопрос о дальнейшей судьбе смертной казни. В ноябре 2009 г. ВС РФ обратился в КС с запросом по данной проблеме. КС разъяснил, что несмотря на отсутствие ратификации 6-го протокола Россия не может действовать в противоречие ему, т.к. ст. 18 Венской конвенции о праве международных договоров, в соответствии с которой государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели, если: оно подписало договор или обменялось документами, образующими договор, под условием ратификации, принятия или утверждения, до тех пор пока оно не выразит ясно своего намерения не стать участником этого договора. Данная норма по сути не требовала каких-либо разъяснений со стороны КС РФ, скорее всего суд использовал ее как нормативный базис для своих последующих утверждений.

Core of the decision является указание КС РФ на то, что с 1999 г. в России созданы гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни. Также сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер. Таким образом, введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.

С этим решением не согласились трое судей КС РФ. Один из них — Юрий Рудкин — огласил особое мнение. Он посчитал, что КС в 1999 году исходил только лишь из необходимости обеспечения гражданам равного права на рассмотрение их дел судом с участием присяжных заседателей на всей территории РФ, а конституционность же самой высшей меры и норм, предусматривающих ее применение, в деле 1999 года не оспаривалась и судом не рассматривалась. Правовая позиция КС в 1999 году была выражена однозначно и не может быть истолкована иначе как “допустимость назначения наказания в виде смертной казни с момента создания судов присяжных заседателей на всей территории РФ”. КС по мнению Рудкина не должен был подменять своим решением законодательный акт и должен был отказать ВС РФ в даче разъяснения. В таком случае, всем было бы понятно, что вопрос об отмене смертной казни находится в подвешенном состоянии до ратификации 6-го протокола и, возможно, ее бы все-таки ратифицировали.

Какой можно сделать вывод?

Таким образом, на данный момент смертная казнь в России не отменена законодательно, но не может применяться в силу особого конституционного режима, сложившегося по поводу нее. В ситуации отсутствия моратория глупыми выглядят, в частности, потуги Сергея Миронова, который обещал поднять вопрос о частичной его отмене (хочется придраться и к формулировке — невозможно мораторий отменить частично — смертная казнь либо есть, либо ее нет). Хотелось бы, чтобы вместо попыток поднять себе рейтинг на фоне последних событий в Саратове, в парламенте инициировали рассмотрение законопроекта о ратификации 6-го протокола, дабы избавить, наконец, российское законодательство от изживших себя анахронизмов и превратить неписаный конституционный режим (в стиле старой доброй Англии) в один из главных столпов конституционного статуса личности.

_________________________________________________

Telegram: https://t.me/lawrules

Medium: https://is.gd/FZWQCq

Яндекс.Дзен: https://is.gd/p8fM01