Пиши о том, что знаешь хорошо - советуют авторам Яндекс.Дзена. О чем я знаю много? О стихах-пирожках! Я защитила по ним магистерскую диссертацию. И пока ее писала, у меня накопилась отличная подборка чудесных пирожков. Так что я решила попробовать опубликовать кое-что из статей (научных, да) о стихах-пирожках.
Скукотищу между стихами можно смело пропускать и читать только приведенные примеры :)
Прецедентными феноменами называют единицы, в которых сконцентрирована культурная и историко-литературная память того сообщества, в котором человек живет и творит. Эти феномены встречаются практически во всех видах текстов и являются важными элементами любого речевого общения.
Анализируя, к каким прецедентным текстам чаще всего обращаются авторы стихов-«пирожков», мы можем заметить, что материал этот чрезвычайно разнообразен. Довольно часто в «пирожках» мы сталкиваемся с отсылками к тому, что Н.А. Кузьмина назвала «ключевыми текстами текущего момента», например, популярным песням:
ну хочешь я убью соседей
и ты сказала а хочу
а я к такому повороту
признаюсь честно не готов
© Сашэ.
Здесь мы видим обращение к песне Земфиры «Хочешь?» и прецедентному высказыванию: «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать?».
Популярные песни — далеко не единственный вид текстов текущего момента, на которые ссылаются авторы «пирожков»:
я николай и я пожарный
и ваше здание горит
и все захлопали и хором
сказали здравствуй николай
© Сашэ.
Это тонкая ирония в отношении общества «Анонимных алкоголиков», а также многочисленных психотренингов.
Однако значительно чаще, чем отсылки к такого рода прецедентным феноменам, мы можем встретить обращения к «сильным текстам».
мой кокон лопнул брызнул слизью
и обнажилась часть крыла
ну что теперь ты скажешь горький
про тех кто ползать был рождён
© Natan.
Отсылка к знаменитому высказыванию «рожденный ползать летать не может», спор с классиком в данном случае является не просто констатацией природного явления — превращения «ползающей» гусеницы в «летающую» бабочку. Написанное от первого лица, это стихотворение — еще и декларация способности человека меняться, расти, работать над собой — и в результате подниматься на высоты, ранее недоступные. А значит, проходить свой собственный путь от «гусеницы» к «бабочке».
Рассмотрим обращение к следующей прецедентной ситуации — сожжению автором второго тома «Мертвых душ»:
в квартире было минус трицать
и гоголь подошел к столу
схватил какие то бумаги
и не читая кинул в печь
© al cogol.
Здесь мы видим стремление дать известным историческим фактам «приземленное», бытовое объяснение. Это свойственно эстетике постмодернизма, частью которой, как уже отмечалось, и являются стихи-«пирожки».
Некоторые тексты, к которым обращаются авторы, довольно сложно классифицировать:
мы так сильны что становиться
сильнее некуда уже
и всё что нас не убивает
не убивает нас и всё ©
Нестер Пим.
Безусловно, прецедентное высказывание Ницше «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее» относится к «сильным текстам». Однако в настоящее время оно стало растиражированным: его часто используют в качестве статуса в соцсетях, и можно с большой долей уверенности предположить, что многие из тех, кто хорошо знаком с этим афоризмом, с текстами немецкого философа не знаком вовсе.
Бывает непросто понять, к какому именно произведению обращается автор:
вошла алиса селезнёва
и тихо классу говорит
про пирсинг интернет и клубы
и показала всем айфон .
Речь может идти как о к/ф «Гостья из будущего», так и о повести «Гость из прошлого» (скорее, конечно, о знакомой всем с детства экранизации). Однако в данном случае это и не имеет особого значения: невеселая ирония заключается в том, что никаких космозоопарков, миелофонов и прочих симпатичных вещей, придуманных Киром Булычевым, в наступившем уже будущем нет, зато есть «пирсинг, интернет и клубы» и айфон.
Такой короткий отрывок на пока :) но если заинтересовало - пишите в комментариях - добавлю новых пирожков )
А какие ваши любимые стихи-пирожки? Тоже жду их в комментариях )