Найти тему
Матильда Старр

Прецедентные феномены в стихах-пирожках

Пиши о том, что знаешь хорошо - советуют авторам Яндекс.Дзена. О чем я знаю много? О стихах-пирожках! Я защитила по ним магистерскую диссертацию. И пока ее писала, у меня накопилась отличная подборка чудесных пирожков. Так что я решила попробовать опубликовать кое-что из статей (научных, да) о стихах-пирожках.

Скукотищу между стихами можно смело пропускать и читать только приведенные примеры :)

Прецедентными феноменами называют единицы, в которых сконцентрирована культурная и историко-литературная память того сообщества, в котором человек живет и творит. Эти феномены встречаются практически во всех видах текстов и являются важными элементами любого речевого общения.

Анализируя, к каким прецедентным текстам чаще всего обращаются авторы стихов-«пирожков», мы можем заметить, что материал этот чрезвычайно разнообразен. Довольно часто в «пирожках» мы сталкиваемся с отсылками к тому, что Н.А. Кузьмина назвала «ключевыми текстами текущего момента», например, популярным песням:

ну хочешь я убью соседей

и ты сказала а хочу

а я к такому повороту

признаюсь честно не готов

© Сашэ.

Здесь мы видим обращение к песне Земфиры «Хочешь?» и прецедентному высказыванию: «Хочешь, я убью соседей, что мешают спать?».

Популярные песни — далеко не единственный вид текстов текущего момента, на которые ссылаются авторы «пирожков»:

я николай и я пожарный

и ваше здание горит

и все захлопали и хором

сказали здравствуй николай

© Сашэ.

Это тонкая ирония в отношении общества «Анонимных алкоголиков», а также многочисленных психотренингов.

Однако значительно чаще, чем отсылки к такого рода прецедентным феноменам, мы можем встретить обращения к «сильным текстам».

мой кокон лопнул брызнул слизью

и обнажилась часть крыла

ну что теперь ты скажешь горький

про тех кто ползать был рождён

© Natan.

Отсылка к знаменитому высказыванию «рожденный ползать летать не может», спор с классиком в данном случае является не просто констатацией природного явления — превращения «ползающей» гусеницы в «летающую» бабочку. Написанное от первого лица, это стихотворение — еще и декларация способности человека меняться, расти, работать над собой — и в результате подниматься на высоты, ранее недоступные. А значит, проходить свой собственный путь от «гусеницы» к «бабочке».

Рассмотрим обращение к следующей прецедентной ситуации — сожжению автором второго тома «Мертвых душ»:

в квартире было минус трицать

и гоголь подошел к столу

схватил какие то бумаги

и не читая кинул в печь

© al cogol.

Здесь мы видим стремление дать известным историческим фактам «приземленное», бытовое объяснение. Это свойственно эстетике постмодернизма, частью которой, как уже отмечалось, и являются стихи-«пирожки».

Некоторые тексты, к которым обращаются авторы, довольно сложно классифицировать:

мы так сильны что становиться

сильнее некуда уже

и всё что нас не убивает

не убивает нас и всё ©

Нестер Пим.

Безусловно, прецедентное высказывание Ницше «всё, что нас не убивает, делает нас сильнее» относится к «сильным текстам». Однако в настоящее время оно стало растиражированным: его часто используют в качестве статуса в соцсетях, и можно с большой долей уверенности предположить, что многие из тех, кто хорошо знаком с этим афоризмом, с текстами немецкого философа не знаком вовсе.

Бывает непросто понять, к какому именно произведению обращается автор:

вошла алиса селезнёва

и тихо классу говорит

про пирсинг интернет и клубы

и показала всем айфон .

Речь может идти как о к/ф «Гостья из будущего», так и о повести «Гость из прошлого» (скорее, конечно, о знакомой всем с детства экранизации). Однако в данном случае это и не имеет особого значения: невеселая ирония заключается в том, что никаких космозоопарков, миелофонов и прочих симпатичных вещей, придуманных Киром Булычевым, в наступившем уже будущем нет, зато есть «пирсинг, интернет и клубы» и айфон.

Такой короткий отрывок на пока :) но если заинтересовало - пишите в комментариях - добавлю новых пирожков )

А какие ваши любимые стихи-пирожки? Тоже жду их в комментариях )