Найти тему
Алекс Эрзя

Юрец.

Осень в раннем утре.
Осень в раннем утре.

Здравствуйте. Все ли помнят своих первых друзей, подружек из своего раннего детства, у меня был такой, вспоминаю о нем...

В нашей деревне, что я жил до пяти лет, было тридцать дворов. Маловато конечно, но до революции был у нас даже помещик и после себя оставил дом, который определили под школу. Ну да не туда я пошел, и "звиняйте".

Юрка жил на другом конце деревни, дедушка у него был парторгом, а мой дедушка трактористом, так что они жили в "статусе", как сейчас бы сказали. Но это не мешало нам дружить, в СССР было равенство. Улыбаюсь.

Может видели частенько друзья бывают таково вида - один худой, второй толстый. Так и мы - я был худоватого телосложения. Конфликтовали мы с ним с детства, сам не знаю почему, но было это без злобы.

Помню пришел ко мне зимой, я только вышел на крыльцо и тут же подрались, он свалил меня, бабушка вышла на крики, разняла нас за воротники. Потом пошли к нему, поиграли, вышел меня провожать и снова сцепились прямо на дороге, теперь я его поборол.

Когда мы подросли и нам было лет по семь - восемь, в деревню приезжали другие ребята из городов. Были из Иванова, Тольятти, Куйбышева, ну и я из Рузаевки и мы как самые старшие, старались переманить каждый к себе побольше, чтобы играть было интересней.

Юрец был на год меня старше, в войнушку всегда играли по разные стороны. Когда его не было в деревне все играли со мной, как приедет - половина, что живет на его стороне, уходит к нему. Так враждовали.

Надо сказать мне попадало от него, он как-то поправился, став толстым и тяжелым и побороть его уже не предоставлялось возможным. Все поменялось когда я стал заниматься спортом, лет в четырнадцать.

Я шел по его стороне в деревне, он стоял у дома с ведрами, помогал что-то там по хозяйству. Я остановился и крикнул: - "Здорово жирный !!" Он немного опешил: - "Ты чего Кусля ?" (фамилия у моего дедушки по эрзянски Куслин, в переводе Киселев), потом опомнился: - " Ну ка стой, иди сюда.."

-"А тебе надо, ты сам подойди" - отвечаю. В городе я уже попадал в разные ситуации и понял, что лучше лезть в наглую, тем более он один. Он бросает ведра и как бычок понесся на меня. Подбегает: - "Ты че, блатной штоли ? - а глаза горят "прямо".

-"А тебе чего, с этого ?"

-"Смахнемся ?"

-"Давай" и мы сцепились.

К тому времени я знал несколько приемов дзюдо и самбо, выучил по книжке с другом Вовкой Пуштаевым. Как только он схватил меня, стал давить массой, я резко развернулся к нему спиной и перекинул его через себя.

Он не понял почему я лежу на нем и говорит: - "Так, давай еще раз встанем." Мы встали и снова сцепились прямо на дороге - злость мешала ему и он снова навалился, резко нырнув в низ, схватил его ноги и дернул на себя - он опять упал на спину.

-"Еще давай" - пробухтел он. Опять сошлись. Вот сейчас думаю, не дрались мы, боролись. Жестокости как сейчас, не было такой, боевиков тогда не показывали, сцен насилия тоже.

Схватились в третий раз, перевел его в партер, но он вырвался и завалился на меня - из под такой массы я ни как не выберусь. Говорю:

-"Ну хватит"

-"Ладно", мы встали - "А ты ничего, занимаешься чем ?"

-"Да так, помаленьку" отвечаю уклончиво. Вот так и расстались в последний раз, и больше мы уже не встречались.

После армии он приезжал к своим в деревню и спрашивал у моей бабушки про меня: как Сашка мол ? И я, тоже заезжая в деревню, спрашивал у его бабушки: как Юрок то ?,

А Юрок живет в Тольятти, работает слесарем на Автовазе. Да и я не известный писатель, тружусь водителем на эвакуаторе. Вот таких высот достигли, а помню о нем, думаю и он меня вспоминает наверно.

Эх, вот бы заглянуть в солнечное наше детство, подышать им и быть счастливыми...

Вам быть счастливыми.

16.10.2019.