В публикациях газеты «Маяк Арктики» об истории художественного музея Тикси и развитии ведомственного музея Северо-Восточного управления морского флота сообщалось, что музей СВУМФ, рассказывавший об истории развития российской Арктики, строительстве морпорта и на его основе – самого городского поселения Тикси, развитии СВУМФ становится структурной единицей предприятия 14 апреля 1982 года. Возглавить музей была приглашена Т.Т. Герасимова, руководитель художественного музея Тикси. После переименования Северо-Восточного управления морского флота в Якутское производственное объединение морского транспорта (ЯПОМТ, 1986 г.), а затем в Арктическое морское пароходство (АркМП, 1993 г.) Татьяна Тимофеевна продолжала руководить музеем морского транспортного предприятия и художественным музеем Тикси.
В 1998 году музеем АркМП были изданы два буклета, автором макетов и текстов которых стала Т.Т. Герасимова. В буклете под названием «Зов Памяти и Красоты» собраны материалы об истории создания и развития художественного музея Тикси в тесной связи с важными событиями в производственной сфере СВУМФ и Тиксинского морпорта. Во втором буклете, названном «30 лет в полярных широтах России» собраны сведения об истории освоения Северного морского пути, в том числе на участке моря Лаптевых и Восточно-Сибирского моря, документы о строительстве и развитии Тиксинского морпорта, Тикси (с 1934 до 1998 гг.), деятельности СВУМФ – ЯПОМТ – АркМП. Содержится много информации о людях, которые строили морпорт и Тикси, работали в морском транспортном предприятии.
Планомерное исследование бухты Тикси началось в 1903 году, когда лейтенант флота, командир яхты «Заря» Ф.А. Матисен составил первую промерную карту глубин бухты Тикси и сделал выводы о пригодности её для строительства крупного порта. Строительство морпорта в бухте Тикси связано с именем этого выдающегося полярного исследователя. В 1919, а затем в 1920 и 1921 годах изучение бухты и её побережья проводилось Фёдором Андреевичем Матисеном с целью определения возможности создания здесь морского порта для захода судов с западной части России и с Дальнего Востока. В 1921 году им был обнаружен уголь в районе Сого.
Ф.А. Матисен был участником экспедиции Э.В. Толля на Новосибирские острова на яхте «Заря» в 1900-1902 годах. За гидрографические работы, в том числе по исследованию бухты Тикси, Фёдор Андреевич был награждён правительством в 1904 году орденом Святого Владимира четвёртой степени. В том же году Русское географическое общество удостоило его малой серебряной медали.
В 1920 – 1921 гг. Ф.А. Матисену советским правительством было поручено возглавить экспедицию для гидрографического обследования устья Лены (её проток) и бухты Тикси. В полевой сезон 1920 года экспедицией было пройдено береговой линии с инструментальной съёмкой 213 вёрст, маршрутной съёмкой – 70 вёрст, осуществлено шлюпочного и судового промера – 780 вёрст, измерено свыше 7000 глубин. Рекогносцировочной съёмкой и промером пройдено около 130 вёрст по Трофимовской протоке, около 100 вёрст по Оленёкской. Построено несколько десятков различного рода, в том числе геодезических и гидрографических, знаков. Фактически отрядом Матисена были проведены изыскания, на основе которых позднее был заложен порт Тикси. Также группой Ф.А. Матисена открыто Согинское угольное месторождение, которое помогло порту выжить в тяжёлые военные и послевоенные годы.
8 августа 1932 года в бухту Тикси прибыли первые зимовщики – 10 научных работников, в том числе гидрометеорологи, и сотрудники будущей гидрометеостанции с двумя детьми, а также трое рабочих-строителей. Они и построили к зиме первое здание метеостанции. Первая сводка погоды с берега бухты Тикси ушла в эфир в 1932 году. Сейчас комплекс для проведения гидрометеорологических и других научных наблюдений называется обсерваторией «Полярка».
8 сентября в бухту Тикси прибыли члены Лено-Хатангской экспедиции, определившей место для строительства Тиксинского морпорта.
Как сообщается в буклете «30 лет в полярных широтах России», в 1932 году пароход «Лена» (капитан – Афанасий Данилович Богатырёв) доставил из Якутска в бухту Тикси первых зимовщиков полярной станции Тикси (залив Сого) и уголь для совершавшего в тот год сквозной рейс по Севморпути из Ленинграда во Владивосток за одну навигацию парохода «А. Сибиряков» (нач. экспедиции – Отто Юльевич Шмидт, капитан – Владимир Иванович Воронин). В 1933 году суда Первой Ленской транспортной экспедиции (нач. – Борис Васильевич Лавров) «Володарский», «Правда», «Товарищ Сталин» впервые доставили грузы для Якутии из Архангельска. С караваном судов на Лену пришёл мощный буксир «Первая Пятилетка». На пароходе «Товарищ Сталин» был доставлен отряд Лено-Хатангской экспедиции (начальник – Борис Михайлович Михайлов), которой предстояло заложить морпорт и посёлок Тикси.
1 января 1934 года приказом начальника Главного управления Северного морского пути О.Ю. Шмидта морпорт в бухте Тикси вступил в строй действующих арктических портов Главного управления Севморпути. До 1936 года он назывался Усть-Ленский, затем Тиксинский морской порт. Первым начальником порта был Борис Михайлович Михайлов, главным инженером – А.Б. Балицкий, капитаном порта – М.А. Никитин. Главное управление Севморпути было создано в 1932 году для народно-хозяйственного освоения Арктики и обеспечения судоходства по Северному морскому пути.
Николай СУРГАЕВ. Фото автора.