Найти тему
Нина Егорова

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Дорогой коллега! Предлагаю тебе разработку проведения круглого стола, ну по очень актуальной теме…

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога.

Задачи:

1. Выявить наличие собственной позиции у педагогов, участников конкурса

2. Умение вести диалог по предложенной теме

Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: ТСО, стулья и столы по кругу для всех участников, раздаточный материал.

План.

1. Обоснование проблемы.

2. Понятие «профессиональная компетентность».

3. Типы компетентности.

4. Требования к компетентности педагога.

5. Система профессиональной компетенции.

6.Основные пути развития профессиональной компетентности педагога.

7. Тест для определения уровня профессиональной компетентности педагога ДОО.

Ход мероприятия.

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО». Сегодняшний разговор мне хочется начать словами В. Э. Пахальяна:

« Каждый человек обладает потенциалом двигаться в естественном положительном направлении.

Каждому педагогу присущи чувство собственной ценности, достоинства и способность направлять свою жизнь и двигаться в направлении самоактуализации, личностного и профессионального роста.»

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

«Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладающие чувством ответственности за судьбу страны, за ее социально-экономическое процветание».

Введение в действие Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» ознаменовало новый этап в развитии отечественной системы дошкольного образования. Дошкольное образование стало первым уровнем общего образования, что потребовало изменения нормативно-правовой основы его реализации.

Учитывая чрезвычайную важность получения ребенком дошкольного образования необходимо обеспечение процесса воспитания и обучения специалистами высокого уровня. В связи с этим актуальным является вопрос повышения профессионального уровня педагогов ДОО, повышение требований к современному педагогу и его уровню самообразования.

Реализация требований ФГОС напрямую зависит от готовности самого педагога дошкольного образования к этому процессу.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Участник 1:

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве»

Компетенция применительно к профессиональному образованию– способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

  • воспитательно - образовательной;
  • учебно–методической;
  • социально–педагогической

Участник 2:

Воспитательно–образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности:

  • осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды;
  • обеспечение охраны жизни и здоровья детей.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога:

  • знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников;
  • умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой

Участник 3:

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • планирование воспитательно - образовательной работы;
  • проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности:

  • знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей;
  • умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
  • владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Участник 1:

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности:

  • консультативная помощь родителям;
  • создание условий для социализации детей;
  • защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями:

  • знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям;
  • умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Ведущий:

На данный момент существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу, считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень

Система профессиональной компетентности педагога дошкольного образования включает в себя совокупность компетенции:

1. методологическую,

2. психолого-педагогическую,

3. коммуникативную,

4. исследовательскую,

5. презентационную,

6. акмеологическую,

7. икт-компетентность.

8. эмоциональная компетентность.

Участник 2:

1.Ключевой составляющей методологической компетентности педагога к реализации ФГОС дошкольного образования является понимание оснований системно-деятельностного подхода.

Сущность деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит совместная (партнерская) деятельность взрослых и детей по достижению совместно выработанных целей и задач. Педагог не декларирует готовые образцы нравственной и духовной культуры, а как бы создает, вырабатывает их вместе с детьми. Совместный поиск и определение ценностей, норм и законов жизни в процессе разных видов деятельности и составляет основу образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.

Участник 3:

2.Психолого-педагогическая компетентность включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, их психического развития, методики дошкольного воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы дошкольного образования.

Участник 1:

3.Коммуникативная компетентность заключается в практическом владении приемами общения, позволяющими осуществлять позитивное, результативное взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений (дети, родители и члены семьи, педагоги).

Участник 2:

4.Исследовательская компетентность педагога дошкольного образования включает в себя умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса: создание ситуаций для самостоятельного, непосредственного наблюдения, исследования детьми, на основе которых они сами устанавливают причинно-следственные связи предметов, явлений окружающей действительности, учатся делать выводы, познают закономерности. Важной составляющей исследовательской компетентности педагога дошкольного образования в настоящее время является его готовность осуществлять поиск необходимой информации,гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Участник 3:

5.Наличие презентационной компетентности педагога выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам дошкольного образования на сайте дошкольного учреждения и т.д.

Участник 1:

6.Готовность педагога к профессиональному росту: умение выявлять проблемы образовательной деятельности и определять точки дальнейшего профессионального развития составляет акмеологическую компетентность педагога.

Участник 2:

7.Информатизация образования, в том числе и дошкольного, обострила необходимость наличия у каждого педагога информационно-коммуникационной компетентности, выражающейся в умении владеть и применять информационную продукцию, средства и технологии в образовательном процессе.

Педагог должен:

- уметь работать с различными компьютерными программами хранения и передачи информации.

Участник 3:

9. Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Ведущий:

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

- работа в методических объединениях, творческих группах;

- исследовательская, экспериментальная деятельность;

- инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

- различные формы педагогической поддержки;

- активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

- обобщение собственного педагогического опыта.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Участник 3:

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога.

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Ведущий :

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Участник 1:

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

«Принцип рейтинга»:

  1. Побеждай!
  2. Пробуй!
  3. Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

  1. Хочу
  2. Знаю
  3. Умею
  4. Могу

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Ведущий: Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить заседание нашего круглого стола хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!